«Есть вопрос»: неожиданный секрет эффективного обучения

«Есть вопрос»: неожиданный секрет эффективного обучения

Кристиан Джаррет в блоге Британского психологического общества рассказывает, как предварительные вопросы помогают лучше усваивать новые знания

Саморазвитие
Фото: zipcar.com

В психологии хорошо известен «эффект тестирования»: он гласит, что отвечая на вопросы о том, что вы узнали, вы лучше усваиваете материал, нежели просто при более длительном изучении. Тестирование полезно, потому что укрепляет материал в памяти, а если мы не можем ответить на какой-то вопрос, то это помогает сделать повторение материала более целенаправленным.

Менее известен и менее понятен эффект «предварительных вопросов» — вопросов, на которые вы пытаетесь ответить прежде, чем начнете изучать выбранный предмет. Новое исследование, опубликованное в Journal of Applied Research in Memory and Cognition, предполагает, что ответы на предварительные вопросы могут быть простым и действенным способом повысить эффективность обучения с помощью видеороликов и, возможно, коротких лекций.

Шана Карпентер и Александр Тофтнесс попросили 85 студентов посмотреть короткий видеоролик об истории острова Пасхи. Видео было разбито на три сегмента продолжительностью около двух минут, и перед каждым сегментом половина студентов пыталась ответить на два предварительных вопроса, которые касались предстоящего видеоконтента, например, «Сколько семей изначально обосновались на острове Рапа Нуи?» (студенты почти всегда отвечали неправильно). Другие студенты выполняли роль контрольной группы и просто нажимали пробел, чтобы перейти к новому сегменту видео.

После просмотра всего видеоролика все студенты ответили на 12 вопросов об истории острова Пасхи. Для группы предварительного обсуждения 6 вопросов были уже знакомы, они пытались ответить на них ранее, остальные 6 были новыми и касались различной информации. Студенты контрольной группы все вопросы видели впервые.

По итогам теста группа предварительного обсуждения превзошла контрольную группу, ответив правильно не только на большее количество предварительных вопросов, но и на 6 новых вопросов, которые они не видели раньше.

Исследователи полагают, что предварительные вопросы, вероятно, дают такие преимущества, потому что они выступают в качестве «ориентирующего устройства», направляя зрителей к поиску конкретной информации и, возможно, также потому, что снижают самодовольство зрителей и их чрезмерную уверенность в своих знаниях, побуждая их быть более внимательными.

Эти новые результаты служат дополнением к предыдущим исследованиям, которые изучали преимущества предварительных вопросов при изучении текста. Их результаты были смешанными. В некоторых прошлых исследованиях звучал вывод, что хотя предварительные вопросы и могут помочь в изучении информации, касающейся этих вопросов, они делают это за счет другой информации в тексте — возможно, потому, что читатели пробегают глазами текст, чтобы найти ответы именно на эти вопросы. Однако, когда читателям предлагается обратить внимание на весь материал (например, их просят оценить степень понимания каждого абзаца), было видно, что предварительные вопросы приносят пользу без какого-либо ущерба.

Карпентер и Тофтнесс считают, что предварительные вопросы могут особенно помогать при видео-обучении, потому что зрителям не так просто мысленно «пробежать» видеоматериал, чтобы найти ответы на нужные вопросы. Поэтому они более внимательны при просмотре всего видео, чем когда им не задают предварительных вопросов. Аналогичные преимущества могут возникать при прослушивании коротких — но не длинных и сложных — лекций. Когда разрыв между предварительными вопросами и материалами, которые необходимо изучить, слишком велик, преимущества могут исчезнуть.

Нужно провести больше исследований, чтобы определить, когда и почему предварительные вопросы могут быть полезны, как долго эти преимущества могут сохраняться, а также когда они могут иметь какие-то издержки. Конечно, еще одна проблема с точки зрения обучающегося заключается в том, что в идеале нужен кто-то, кто составит несколько подходящих предварительных вопросов.

На популярном обучающем видео-сайте TED-Ed все видео представлены с набором дополнительных вопросов, на которые вы должны ответить после того, как закончите просмотр. Новые результаты о преимуществах предварительных вопросов говорят, что, возможно, вам стоит попытаться ответить на эти вопросы прежде, чем смотреть видео, а также после просмотра. А возможно, если TED-Ed узнает об этом исследовании, вскоре они представят вопросы, предназначенные как до, так и после просмотра видео.

Оригинал

Свежие материалы