Роскошная еда из микроволновки была вкусной, дома тепло, на работе все идет нормально, но вы просто не чувствуете себя очень счастливым. Некоторые позитивные психологи считают: причина в том, что многие люди тратят слишком много свободного времени на пассивную деятельность — такую, как обжорство под просмотр Netflix и Twitter, — вместо активных, психологически сложных видов деятельности, таких как приготовление пищи, занятия спортом или игра на музыкальных инструментах. Именно эта более сложная активность дает возможность испытать состояние «потока», найти эту волшебную точку, когда ваши способности в точности соответствуют возникшему перед вами вызову.
Новая статья в Journal of Positive Psychology рассматривает эту дилемму. Понимаем ли мы, что более активная, стимулирующая деятельность сделает нас счастливее в долгосрочной перспективе? Если да, то почему тогда предпочитаем безделье или ту деятельность, которая, хотя и приятна в данный момент, но вряд ли принесет длительное удовлетворение?
Л. Паркер Шиффер и Томи-Энн Робертс из Университета Клермонта и колледжа Колорадо провели два исследования, в ходе которых было опрошено почти 300 человек (предположительно граждан США, средний возраст 33-34 года). Вопросы касались десятков различных видов деятельности: и пассивных, таких как прослушивание музыки или просмотр фильмов, и более активных и потенциально стимулирующих ощущение «потока», таких как рисование или медитация. В частности, участники оценивали, насколько приятной, сложной или требующей усилий они считают ту или иную деятельность, а также как часто они занимаются каждой из них в течение недели. Участники также определили, какие виды деятельности они считают наиболее и наименее благоприятными для прочного счастья.
В ответах участников прослеживалась четкая закономерность: деятельность, требующая больших усилий, в большей степени связана с прочным счастьем, но сами они тратят гораздо больше времени на пассивные, расслабляющие виды деятельности — например, просмотр телевизора. Исходя из других суждений, ключевой фактор, который удерживает участников от более активной, вызывающей «поток» деятельности — то, что они считают ее, как правило, более сложной и менее приятной, хотя и твердо связывают ее счастьем. Чем более сложной участникам кажется деятельность, тем реже они прибегают к ней (с другой стороны, к удивлению исследователей, ожидаемые усилия, похоже, не относятся к сдерживающим факторам).
Шиффер и Робертс считают, что это парадокс счастья: мы знаем, какой вид деятельности принесет нам прочное счастье, но в виду того, что мы считаем его сложным и менее приятным в настоящее время, мы тратим гораздо больше времени на пассивные вещи, более приятные прямо сейчас. Их совет — планировать заранее, «чтобы попытаться облегчить физический переход к «потоковой» деятельности», чтобы считать ее не такой сложной. Например, они предлагают готовить спортивную одежду и сумку накануне вечером, выбирать тренажерный зал, который расположен близко и удобно, а также готовить заранее журнал и ручку, мольберт и кисточки.
Также исследователи предлагают использовать осознанность, медитацию или какую-либо другую технику «контроля сознания», чтобы помочь себе справиться с первоначальными «издержками перехода» к той или иной потоковой деятельности, вроде боли от бега, и вместо этого сосредоточиться на ее приятных аспектах и долгосрочных выгодах.
«Будущие исследования необходимы, чтобы эмпирически обосновать наши предположения о том, что предварительное планирование, подготовка и контроль сознания могут помочь преодолеть энергию активации и «переходные издержки», которые стоят на пути нашего истинного счастья», — говорят исследователи.