Site icon Идеономика – Умные о главном

12 главных уроков для начинающего предпринимателя

Иллюстрация: entrepreneurshiplife.com

Первый год всегда самый сложный.

Первый год попыток прийти в форму. Первый год изучения нового языка. Первый год после разрыва отношений.

Для нас это был первый год после запуска нашей компании, Rype. Хотя это был не первый мой бизнес, от этого было не легче. Вы приносите в жертву время, которое могли бы провести с любимыми людьми, просыпаетесь в 3 утра от терзающих вас сомнений, а потом засиживаетесь до полуночи с мыслями о том, как ваше детище изменит мир.

И это должно быть трудно. Потому что отдача от основания стартапа огромна. Каждый день мы получаем отклики от людей с другого конца света, которые любят наш продукт, работаем над новой концепцией и учимся за 12 месяцев тому, на что могло бы уйти пять лет.

Это бесконечные американские горки с их экстазом, болью и чувством удовлетворения — часто одновременно. Вот почему мы изо всех сил стараемся показать вам то, что спрятано за кулисами нашего бизнеса, показать, на что он похож в действительности, и поделиться уроками, которые мы для себя вынесли.

Вот 12 наших выводов.

1. Ставьте под сомнение статус-кво

Один из моих любимых вопросов: «А что, если бы я делал все наоборот в n-й период времени?» Он позволяет достичь двух вещей: 1) задуматься, является ли традиционный путь выполнения какого-то дела на самом деле лучшим, или люди просто привыкли так делать; 2) найти практический выход — проверить свою теорию, не тратя на это слишком много времени.

Когда мы только начинали, мы понятия не имели, что модель обучения (особенно языкам) может быть существенно модернизирована. Если бы мы не подвергли сомнению статус-кво, Rype не существовал бы сегодня.

2. Не обращайте внимания на мелочи

Когда вы открываете новое дело, что-то может пойти не так. Я бы даже сказал, почти все пойдет не так. Но как только вы встанете на ноги, солнце снова взойдет, и вы это заметите. В мире, где ваша работа — тушить пожар за пожаром, вам нужно научиться не обращать внимания на мелочи и концентрироваться на больших делах.

3. Не старайтесь быть самым популярным

В детстве мы все хотели быть самыми популярными — мальчиками и девочками, которые легко заводят друзей и всем нравятся. Мы выяснили, что в бизнесе все должно быть ровно наоборот, по крайней мере в нашем.

Когда мы начинали, нам нужно было определить стратегию позиционирования на рынке. Мы знали, что существующие предложения очень дороги, что создавало сложности для людей, желающих выучить язык. Альтернативой стало использование дешевых инструментов без потери качества и конечного результата для пользователей.

Мы хотели стать высококвалифицированным брендом, не ассоциировавшимся с высокой ценой. Приняв такое решение, мы изолировали себя от тех, кто хочет бесплатных или дешевых решений, и от тех, кто готов платить тысячи долларов за обучение с полным погружением.

Оба решения жизнеспособны, просто это — не наше.

4. Никому не интересно, что вы продаете

Это стоит повторить. Никому не интересно, что вы продаете, за исключением вашей любимой мамочки, конечно. Все, что заботит остальных людей, — это их собственные проблемы и то, как вы можете решить их.

Вначале мы сделали ошибку в подаче того решения, которое мы принесли на рынок. Нас никто не слушал. Потом мы рассказали, почему образовали Rype. О начале нашего пути, концепции логотипа и неэффективности существующих решений. И это привлекло людей к нашему предложению.

5. Сложность убивает бизнес (и мир)

Большинство вещей в нашей жизни и делах намного сложнее, чем нужно. Существуют целые пласты сложностей, которые мы сами создаем. Мы привыкли, что проблемы требуют комплексных решений.

Чаще всего это не так. Если вы позволите себе отойти назад и посмотреть на картину более широко, то вы увидите, что простые решения — почти всегда самые лучшие.

6. Отстраняйтесь от работы

Когда вы вкладываете во что-то сердце и душу, легко угодить в ловушку и делать все самостоятельно. Майкл Гербер, автор книги «Миф предпринимательства», называет это работой «в» бизнесе, тогда как вы должны работать «над» бизнесом.

Я все еще борюсь с этим иногда, но растущий бизнес требует более умных и компетентных людей, чем вы сами. Другими словами, всегда старайтесь отстраняться от работы.

7. Как застраховаться от рисков?

Это мой любимый урок от Ричарда Брэнсона. При всей кажущейся дикости и авантюрности, его любимый совет предпринимателям — всегда страховаться от рисков. Например, когда Брэнсон запускал Virgin Airlines, он заключил соглашение с Boeing, что если его дело не пойдет, он сможет вернуть назад все самолеты. В то время это было немыслимо, но он рисковал тысячами долларов вместо миллионов.

Вопрос не в том, чтобы защититься от всех рисков, а в том, чтобы просчитать риски. Потому что первое может разрушить ваш бизнес, а второе — изменить его навсегда.

8. Оставайтесь на своей дорожке

Когда Опра Уинфри была на вершине своей карьеры, ей приходилось постоянно напоминать команде: надо заниматься своими делами, а не следить за тем, что делают конкуренты. Если во время лошадиных скачек вы постоянно оглядываетесь на наездников за вашей спиной, вы наверняка отстанете из-за того, что отвлекаетесь, и проиграете, если уже отстали. Мы всегда напоминаем нашей команде: надо оставаться на собственной дорожке, думая о клиентах, а не о конкурентах. Остальное приложится.

9. Позвольте им валяться на траве

Адаптация и обучение новых членов команды — то, что мы пытаемся оптимизировать. Мы далеки от совершенства, но мы уже поняли, что позволить им поваляться на траве часто лучше, чем увязнуть в микроменджменте.

Валяться на траве означает совершать небольшие ошибки, которые легко исправимы и не оказывают сильного влияния на компанию или клиентов. Оставляя пространство для маленьких ошибок, мы получаем более свободную команду, которая несет ответсвенность за свою работу.

10. Выбирай вычитание, а не сложение

Найти больше денег, ресурсов и возможностей — это редко бывает решением проблемы. Денег и ресурсов обычно не слишком много, когда вы открываете новую компанию, зато творчества и простоты — в избытке.

Делать меньше, но лучше — это навык, который нужно развивать, и мы сделали его одной из основных наших ценностей в Rype. Еще, например, вместо списка дел, который никогда не заканчивается, полезно завести список того, что не нужно делать.

11. Концентрируйтесь только на том, что вы можете контролировать

Легко запутаться в том, что вы можете изменить, а что — не можете. Проблема второго заключается в том, что вы не можете это контролировать. Что-то плохое все равно случится, если оно вне нашего контроля, и чувство разочарования и обиды не помогут этому плохому испариться.

Вот почему мы предпочитаем тратить меньше времени на внешние факторы — что делают наши конкуренты (см. урок №8), и больше — на внутренние: например, что мы можем сделать, чтобы лучше удовлетворять потребности клиентов.

12. Легче не будет

Легче станет, когда…

«Мы получим столько-то прибыли…»

«Наш штат вырастет на столько-то человек…»

«Мы проработаем на рынке столько-то лет…»

Говоря со многими успешными предпринимателями и инвесторами, кто построил 9-10 компаний, понимаешь — легче не становится.

Увеличить штат на X человек означает взять ответственность за управление этими людьми. Вести бизнес на протяжении 5-10 лет означает иметь дело с большим числом конкурентов, преодолевать экономические кризисы и постоянно совершенствовать бизнес. А увеличение дохода на ту или иную сумму лишь добавляет проблем, перечисленных выше.

Легче не будет. И не должно. Потому что в тот момент, когда вы почувствуете облегчение, вы перестанете жить полной жизнью.

Марафон начался, и это только первая миля.

Exit mobile version