Site icon Идеономика – Умные о главном

Экономика щедрости: почему люди не рады вашим подаркам

Фото: Daniel Go/Flickr

Наверное, с каждым такое бывало: даришь подарок и только потом понимаешь, что это был плохой выбор. Что его положат куда-нибудь в кладовку и забудут или выбросят по весне. Иногда ошибка не так очевидна, и мы узнаем о ней спустя годы, когда находим подарок в запечатанном виде в коробке где-нибудь на чердаке.

Почему так получается?

Исследование, проведенное Джеффом Галаком, Джулианом Гиви и Эланор Уильямс, позволяет предположить, что выбирая подарок, мы задумываемся прежде всего над тем, как получатель отреагирует на него, и не заботимся, будет ли он на самом деле пользоваться этой вещью.

Плохой подарок может стать большой проблемой. Он может даже оттолкнуть дарителя и получателя друг от друга, продемонстрировать, что вы не понимаете друг друга, и это может стать последней каплей.

Что же мы делаем не так, и как это исправить? Решение сводится к пониманию того, что люди считают «хорошим подарком», говорят исследователи.

«По мнению дарителя, это означает, что подарок приведет получателя в восторг, впечатлит, удивит или растрогает, когда он или она получит и откроет его, в то время как для получателя важно, чтобы подарком было удобно и приятно пользоваться».

Вы можете наслаждаться восторгом вашей мамы, открывающей коробку с новым 75-дюймовым телевизором, но факт в том, что у нее негде его поставить, и в дальнейшем это станет проблемой для нее. С другой стороны, когда вы дарите новый набор лезвий для бритвы, это не приносит вам особой радости, но получатель будет вам благодарен, когда будет ими пользоваться.

В похожем исследовании было обнаружено, что когда людям нужно купить подарки для большого числа получателей, они чаще выбирают что-то скорее уникальное, чем полезное. Главная причина в том, что покупатели боялись признаться, что просто купили одинаковые подарки для всех — даже если люди, которым они предназначаются, никогда не узнают об этом.

Кроме того, получатели обычно оценивают подарки почти на треть дешевле, чем их реальная цена. Поэтому, когда вы неудачно выбираете подарок, его суммарная денежная и эмоциональная ценность значительно падает.

Как мы можем избежать этих ошибок?

Для начала подумайте, насколько полезным ваш подарок будет в конечном итоге. Большой, дорогой и необычный подарок может быть гораздо хуже, чем простой, сравнительно недорогой и даже скучный, но практичный презент.

Во-вторых, покупайте подарки для каждого человека отдельно. В исследовании, где люди выбрали менее полезные подарки, пытаясь быть уникальными, когда участников просили купить подарки для меньшего числа людей, это сокращало разрыв в представлениях о полезности подарка между дарителем и получателем.

В конечном счете проблема плохих подарков сводится к эгоцентризму. То, что мы хотим подарить — не всегда то, что люди хотят получить. Мы можем поработать над своими навыками выбора подарков, а также попробовать почувствовать себя в шкуре получателя и посмотреть на подарок его глазами. Задача не из легких.

Так что веселых праздников и удачи в покупке идеального подарка. Она вам явно понадобится.

Источник

Exit mobile version