Почему левши зарабатывают меньше, чем правши?
Алекс Фрадера в блоге Британского психологического общества рассказывает об исследовании поведения левшей на рынке труда. Оказывается, сложнее всего приходится леворуким интровертам
СаморазвитиеПринято считать, что левши необычайно одарены талантами — такими как высокий уровень интеллекта или артистический темперамент, — но это миф. Некоторые исследования даже показывают наличие у левшей когнитивного дефицита (хотя другие исследования этого не подтверждают), а их зарплата, судя по опросам, отстает от зарплаты правшей на целых 10 процентов, что, возможно, указывает на трудности конкуренции в коммерческих условиях. В недавнем исследовании PLoS One Марчелло Сартарелли из Университета Аликанте попытался воспроизвести этот недостаток в лабораторных условиях с использованием симуляции рынка труда. Левши оказались более конкурентоспособными, чем ожидалось, но также оказалось, что в их работе личностные качества имеют гораздо большее влияние.
Сартарелли отобрал 432 человека, из них 8% левшей, чтобы сыграть в игру, которая охватывала два аспекта успеха на рынке труда: готовность прилагать необходимые усилия и добиваться выгодных договоренностей. Игра была комплексной, но сводилась к тому, что одни участники предлагали трудовые договоры парам других участников, которые играли роль «рабочей силы» .
Каждая пара выбирала контракт, который, по их мнению, давал им возможность продемонстрировать лучший результат. Затем каждый член пары должен был решить, будет ли он прилагать усилия, выполняя контракт — и истощая свои собственные ресурсы в надежде на повышение общей доходности, — или станет делать меньше и надеяться, что партнер выполнит всю работу. Правильная комбинация разумно выбранного контракта и нужного количества усилий, чтобы исполнить его хорошо, была ключом к успеху и получению денег.
Исследователи также попросили участников определить их склонность обдумывать ситуацию, а не делать поспешных выводов («тест когнитивной рефлексии»). Участники, которые вышли победителями в игре, как правило, показывали лучший результат и в этом тесте. И что особенно важно — вопреки ожиданиям, левши получили в этом когнитивном тесте такие же высокие оценки, как и правши. Более того, в моделировании они выступали не менее удачно, чем правши.
Хотя общая эффективность у левшей и правшей не различалась, Сартарелли обнаружил одну интересную взаимосвязь личностных качеств и производительности, уникальную для левшей. Данные показали, что они зарабатывают больше, будучи экстравертами, и меньше — если они интроверты. А вот в группе правшей — которая была в десять раз больше, а значит, закономерности должны были легче обнаруживаться, — такой связи между личностью и заработком не обнаружилось. Это дает основания предположить, что левши делятся на определенные типы; некоторые успешно решают задачи, предлагаемые на рынке труда, другие же — не так успешно. Впрочем, этот результат требует дальнейшего изучения. Сартарелли также обнаружил, что в целом левши были более приятны в общении, а женщины-левши чаще являются экстравертами по сравнению с правшами.
Как мы можем связать эти результаты с тем фактом, что левши недостаточно зарабатывают в реальной жизни? Возможно, наименее конкурентоспособный тип личности левши — интроверт, при этом эмоционально нестабильный, — сталкивается с негативными эффектами, которые накапливаются в течение всей карьеры. Более приятные люди в среднем получают более низкую зарплату, так что и это может сыграть свою роль. Персональные различия и другие особенности левшей могут влиять на то, чего люди ждут от карьеры, и в совокупности отталкивать их от некоторых высокодоходных профессий. На основании данных Сартарелли любое из этих направлений исследований кажется более правдоподобным, чем чрезмерно упрощенная гипотеза, что у левшей просто нет качеств, необходимых для успеха на рынке труда.