Сооснователь «Идеономики» Антон Шириков недавно уехал учиться в США. По свежим следам он ведет цикл заметок, где делится мыслями о продуктивности и самоорганизации и тестирует разнообразные советы по повышению эффективности.
Со стороны может показаться, что наука — занятие довольно однотипное: читаешь, пишешь, читаешь, пишешь. Я еще в российской аспирантуре убедился, что это совсем не так, а на американской PhD-программе нужно быть настоящим многостаночником. От занятий глаза разбегаются: семинары с дискуссиями, интенсивное чтение, статистика с математикой, программирование, преподавание, да в конце концов, собственно исследовательская работа. Не говоря уже о судорожных попытках обустроить жизнь, новых друзьях, подработках и Идеономике.
От сочетания нескольких видов интенсивной интеллектуальной работы мозг скоро начинает дымиться, после чего радость и облегчение вызывают самые примитивные занятия — вымыть посуду, выкинуть мусор. Поход в магазин — какое счастье! Можно целый час просто ходить и, например, слушать музыку. Правда, тут же начинаешь думать, а нельзя ли и этот час простоя каким-то образом пустить в дело.
Вопрос не только в том, что в сутках слишком мало часов — об этом я уже писал. Вопрос еще и в том, что между всеми этими занятиями надо переключаться, а каждое из них затягивает. Когда переключаться, что с чем совмещать, можно ли какие-то дела чередовать или это будет сбивать с толку… Кажется, что пазл никогда не собрать.
Это часто провоцирует панику. Вот неделя в середине семестра: надо прочесть полторы тысячи страниц, написать рецензию на книжку, решить несколько задачек по статистике, придумать проект новой paper или написать обзор литературы, сдать промежуточный экзамен и т.д. В самый неподходящий момент выясняется, что пора заполнять налоговые декларации, а ты в американских налогах ничего не понимаешь. А потом еще оказывается, что у кого-то день рождения, пропускать нельзя. Еще одна-другая неожиданность, и ты уже на грани нервного срыва.
По идее, похожие задачи нужно собирать вместе. Ну, например, сегодня читать, завтра думать, послезавтра сделать все мелкие и не требующие особых размышлений дела. Так я и стараюсь делать. Но это получается не всегда. Иногда бывает слишком много микродедлайнов — по каждому курсу, по каждой задаче (в том числе тем, которые я сам ставлю перед собой). Иногда даже возникает ощущение, что я вернулся на прежнюю работу в медиа, когда в ежедневном режиме приходилось управляться с массой новостных поводов и беспокойных авторов.
Однако есть большая разница. Прежде основная работа часто не давала заниматься более интересными побочными проектами, и это сильно раздражало. Было чувство, что я упираюсь в стену, что ее нужно как-то пробить. Понятно, что если бы я каким-то чудом и избавился от необходимости иметь некий базовый источник дохода, то моя продуктивность в интересных побочных проектах не выросла бы. Но эта мысль все равно периодически меня точила.
Сейчас ситуация обратная: чаще я испытываю чувство вины от того, что побочные дела, от которых не откажешься, съедают время, которое можно было бы потратить на научную работу. И это еще один источник паники: я часто воображаю, что коллеги-аспиранты, которым хватило ума не обременять себя посторонними занятиями, продвинулись куда дальше меня, успеют закончить диссертацию в срок и найдут работу, а я еще несколько лет буду прозябать на жалкой стипендии, проиграю академическую конкуренцию, и прочее, и прочее. Ну а потом вспоминаю, конечно, что кто-то из коллег активно занимается бодибилдингом, у кого-то своя студия звукозаписи, кто-то поставил себе правило работать не больше 6-7 часов в день и так далее. Все так или иначе видят, что наукой нельзя заниматься круглосуточно. А если кому-то такое и удается, то совсем не факт, что это хорошо.
Ко второму году программы я научился более уверенно концентрироваться на тех или иных делах, стало проще бороться с многозадачностью — одни задачи откладывать, от других, даже интересных, отказываться. Помогает, когда говоришь себе: я могу отказаться. Если я этого не сделаю, ничего не рухнет. Если я не буду браться за все сразу, от этого выиграют все. Сначала — важное, потом остальное. Я также научился чувствовать, какие дни будут наполнены мелкой, постоянно отвлекающей рутиной, а какие дают возможность глубже погрузиться в задачу, и планирую дела соответственно.
Но часто бывает и так, что переключение между десятью разными занятиями, наоборот, выручает. Когда ты никак не можешь сформулировать внятную гипотезу или довести до ума модель, есть что-то еще, за что можно взяться. Подобрать дело, исходя из текущего уровня энергии, сосредоточенности, интеллектуальной бодрости. И выбрать то, что можно довольно быстро закончить. Это внушает уверенность в своих силах и желание вернуться к задаче, которая до сих пор никак не решалась. Написать хотя бы что-то, чтоб совсем не отстать. Так постепенно жизнь и налаживается.
Другие посты цикла об американской жизни, работе и учебе читайте здесь.