Подготовка к собеседованию – серьезное дело. Но даже если вы практиковались, практиковались, и еще раз практиковались, вам могут задать вопрос, на который вы просто не знаете, как ответить — профессиональный вопрос о том, в чем вы не разбираетесь, или просто неожиданный вопрос, который поставит вас в тупик. Так что же нужно делать, если вы слышите такой вопрос? Попробуйте один из этих приемов.
1. Не торопитесь
Начнем сначала: продемонстрируйте, что вы услышали вопрос и думаете над ним. Что-нибудь простое — «Хм… Отличный вопрос. Дайте мне подумать над этим» — вполне удовлетворит собеседника, а вы получите немного времени, чтобы обдумать в целом, как отвечать. Об этом важно помнить, тем более что вполне естественное желание — это заполнять паузу словами, чтобы избежать неловкого молчания. Не спешите, соберитесь с мыслями. Важно не ляпнуть что-то не по теме, что выдаст ваше полное непонимание.
2. Размышляйте вслух
Помните, что чаще всего менеджеры, проводящие собеседование, задают вопросы с загвоздкой не для того, чтобы услышать выпаленный сразу же ответ, но чтобы понять, как вы можете решать поставленные проблемы. Поэтому когда вы соберетесь с мыслями, попробуйте вкратце объяснить, с чего вы начали размышлять, и отталкивайтесь дальше от этого.
Например, если вас попросили рассказать, каков ваш процесс редактирования больших статей, а у вас пока никакого процесса нет, хороший способ — представить себе, как именно вы редактируете такую статью, и рассказать вслух о каждом своем шаге. Добавьте вводные слова и конструкции — «во-первых», «затем», «в конце концов», — чтобы придать своему ответу структурированность. Также вы можете закончить оговоркой, что «процесс может меняться в зависимости от ситуации». Это покажет, что вы готовы адаптироваться, даже если вы ответили не так, как того хотел изначально менеджер.
3. Меняйте тему
Если вам задали вопрос о том, о чем вы совсем ничего не знаете, признайтесь в этом и постарайтесь сменить тему на ту, которая давно вам знакома. Если вы не можете рассказать о каком-то конкретном навыке, но способны связать его с другими навыками, которые у вас есть, то это гораздо лучше, чем просто сказать, что нужного навыка у вас нет.
Например, вы претендуете на должность, где требуется опыт маркетинга в соцсетях, и вас спрашивают об этом. Если у вас никогда не было опыта работы в этой сфере, то постарайтесь свести разговор к тому, с чем вы уже работали — например, об управлении сообществами в соцсетях или о маркетинге в печатных медиа, — и сказать: «Это и есть одна из причин, почему я так хочу занять эту должность. У меня есть обширный опыт работы в социальных сетях, от ведения блога на моей предыдущей работе до опыта продвижения нашей ассоциации в печатных СМИ. Я готов совместить два этих навыка, работая с соцсетями у вас, особенно учитывая, что вы сейчас сосредоточены на развитии сообществ в социальных медиа».
4. Имейте запасной вариант
Конечно, вам могут задать такой вопрос, на который предыдущие приемы не помогут ответить — если он, например, предполагает знание вполне конкретных концепций. Тогда опирайтесь на то, что вы уже узнали о компании и об отрасли. Допустим, вы претендуете на должность специалиста по слиянию и поглощению в сфере финансов, и вас спрашивают: «Что такое чистый оборотный капитал?» — но вы не имеете ни малейшего представления. Приготовьте ответ, который будет опираться на ваш энтузиазм по поводу этой должности и на знания отрасли. «С этой концепцией я не очень хорошо знакома, но финансы – это именно то, чем я бы хотела заниматься, и я постоянно получаю новые знания в этой области. Я слежу за сделками и недавно читала о том, в каких участвовала ваша компания. Я также много знаю об отрасли, с которой вы работаете, и думаю, что консолидация в автомобильной промышленности создает множество интересных возможностей».
Самое главное — выносите уроки из всего, что происходит с вами на собеседовании. И каким бы ни был вопрос, прежде всего старайтесь понять, что именно собеседник хочет узнать из вашего ответа. Вы можете не ответить на конкретный вопрос, но если вам удалось понять, что на самом деле менеджер пытается узнать, и отреагировать на его потребность, то это уже отлично.