Я специалист по компьютерным наукам, представитель поколения Y, который также пишет книги и ведет блог. Ввиду этих демографических характеристик я должен был стать активным пользователем соцсетей, но дело обстоит иначе. У меня никогда не было аккаунта в социальных сетях.
Сейчас я скорее исключение, но я считаю, что многие люди должны последовать моему примеру. Социальные сети порождают множество проблем — они разъедают гражданскую жизнь, порождают культурную ограниченность и т.д.; но мой главный аргумент более прагматичный: вы должны бросить социальные сети, потому что они могут навредить вашей карьере.
Это утверждение, конечно, противоречит нашему нынешнему пониманию роли социальных сетей в профессиональной сфере. Нам говорили, что необходимо развивать свой бренд в соцсетях, поскольку это открывает доступ к возможностям, которые мы могли бы упустить, и поддерживать связи, необходимые для продвижения вперед. Многие люди моего поколения боятся, что без социальных сетей они станут невидимыми на рынке труда.
В недавней статье для New York Magazine Эндрю Салливан вспомнил, когда впервые почувствовал необходимость обновлять свой блог примерно каждые полчаса. Кажется, что каждый, кто сейчас имеет страницу на Facebook и смартфон, чувствует необходимость совершать эмоционально напряженные и личные действия в соцсетях. Он пишет: «Когда-то это было немыслимым шагом даже для профессионального блогера, теперь же это общий для всех стандарт».
Я считаю такое поведение неверным. В капиталистической экономике рынок поощряет редкие и ценные вещи. Социальные медиа, бесспорно, не таковы. Любой шестнадцатилетний подросток со смартфоном может придумать хэштег или репостнуть популярную статью. Думать, что, занимаясь деятельностью с низкой ценностью, вы сможете продвинуться в карьере, довольно глупо.
Добиться профессионального успеха трудно, но это не так уж запутанно. Практически всегда, чтобы добиться настоящих достижений и самореализации, необходимо отточить свое мастерство и применить его к вещам, которые небезразличны людям. Эта философия, возможно, лучше всего представлена в высказывании Стива Мартина, которому приходилось давать советы артистам: «Будьте так хороши, чтобы вас не смогли не заметить». Если вы делаете это, все остальное заработает само собой, независимо от числа ваших подписчиков в Instagram.
В ответ на мой скептицизм по поводу социальных сетей часто говорят, что все-таки от этих сервисов «нет вреда». Хорошо, вы оттачиваете навыки, делаете что-то ценное, говорят мои критики, но почему бы при этом не пользоваться социальными сетями ради возможностей и контактов с другими людьми? У меня есть два аргумента против этой позиции.
Во-первых, количество интересных возможностей и полезных связей в реальном мире не так скудно, как утверждают защитники социальных сетей. На протяжении моей профессиональной жизни, например, по мере того как я становился ученым и писателем, я находил больше интересных возможностей, чем мог осилить. У меня на сайте стоят специальные фильтры, которые помогают даже сократить количество предложений, которые я получаю.
Мое исследование успешных профессионалов своего дела лишний раз подчеркивает это правило: по мере того как вы становитесь все более успешным, достойные вещи сами находят вас. Нет, я не пытаюсь доказать, что возможности и связи вовсе не важны. Но я говорю, что для этого вам не нужны социальные сети.
Мое второе возражение касается представления о том, что социальные сети безобидны. Вообще-то способность концентрироваться на сложных задачах становится все более ценной в условиях сложно устроенной экономики. Но социальные сети ослабляют этот навык, потому что они созданы, чтобы вызвать привыкание. Чем больше вы используете социальные сети так, как они задумывались, то есть постоянно и на протяжении всего времени бодрствования, тем больше ваш мозг учится давать вам сигналы при малейшем намеке на скуку.
Как только эта связь в мозгу установлена, становится непросто решать сложные задачи с полным сосредоточением, какого они требуют, потому что ваш мозг просто не потерпит такого долгого времени без новой дозы. И отчасти именно поэтому я отказываюсь от социальных сетей — из-за страха, что они ослабят мою способность к концентрации внимания, а этим навыком я зарабатываю на жизнь.
Мысль о сознательном внедрении в мою жизнь сервиса, который разрушит мое внимание, так же страшна для меня, как мысль о курении многим спортсменам. Если вы серьезно настроены создавать что-то важное, то она точно так же должна быть страшна и для вас.
А самое главное, наверное — тот образ мышления, который возникает у пользователей соцсетей. Установка на развитие вашего бренда в социальной сети — это совершенно пассивный подход к профессиональному росту. Вы тратите свое время и внимание попусту: вместо того чтобы создавать что-то важное, вы пытаетесь убедить мир, что вы сами имеете значение. Эта последняя идея соблазнительна, особенно для представителей моего поколения, которые были воспитаны на похожих установках, но она может быть крайне непродуктивной.
Большинство социальных сетей можно описать как совокупность нескольких тривиальных развлекательных услуг, которые сейчас хорошо востребованы. Пользоваться ими весело, но вы обманываете сами себя, если думаете, что твиты, посты и лайки – это полезное применение вашего времени.
Если вы всерьез хотите повлиять на мир, то выключите свой телефон, закройте вкладки браузера, закатайте рукава и вернитесь к своей работе.