Когда что-то идет не так, винить других — проще всего на свете. Анализировать каждый прокол, указывать на каждый недостаток. В таком анализе есть польза, но он не полноценен. Чтобы завершить дело, вы должны сделать более серьезную работу: понять, каким образом случившееся — ваша собственная вина.
Это особенно уместно, если вы отвечаете за других людей. «Фишка дальше не идет» — эта формулировка была популярной около полувека, и ее стоит снова напомнить. В противном случае людям на самом верху очень легко переложить вину на нижестоящих сотрудников.
Но такие уроки самоанализа нужны не только начальникам. Они пригодятся любому человеку. Если вы работаете в какой-то команде или участвуете в каком-то процессе, и что-то пошло не так — безусловно, и ваша вина в этом тоже есть. Вы могли следить внимательнее. Вы могли больше сомневаться. Вы могли еще раз все проверить.
Есть какая-то система, благодаря которой это произошло, и вы часть этой системы. Проблемы никогда не случаются в вакууме. В подавляющем большинстве случаев это лишь предсказуемое следствие того, как устроена работа. Даже если ошибку допустил конкретный человек, другие люди наняли этого человека или вовремя его не перевели на другую работу.
Задача в том, чтобы изменить систему, а для этого нужно изменить ее составляющие. Имейте смелость начать с себя. Примите как можно больше вины и ответственности за случившееся, и тогда есть надежда, что этот анализ затронет и другие элементы системы. Но даже если до них не дойдет, вы сделали то, что могли, чтобы поправить дело.
Это ваша вина. Скажите это.
Мы в Basecamp совершали массу ошибок. Технических ошибок, продуктовых ошибок, ошибок в работе с людьми. И самые полезные уроки из этих ситуаций я выносил тогда, когда исходил из того, что у меня есть возможность поменять систему. Даже если я не знал об этой ошибке (но я должен был знать!), даже если я ее не предвидел (я должен был предвидеть!). Все, что случалось — моя вина хотя бы частично, а в ряде случаев это откровенно моя вина. И надеюсь, что в том числе благодаря этой готовности признавать вину мы все еще работаем.