Власти города Алтамонте Спрингс во Флориде давно пытались модернизировать общественный транспорт. Мэр города Фрэнк Марц придумал систему FlexBus, в соответствии с которой автобусы должны были ходить не по заданным маршрутам, а как надо горожанам. Те могли бы вызывать автобусы из установленных в городе автоматов или даже с ноутбука. Марц годами добивался от федеральных властей финансирования на эту программу, но так ничего и не вышло. И тогда он позвонил в компанию Uber и предложил той организовать первую в мире систему городского транспорта, основанную на совместном использовании автомобилей — ride-sharing.
Такие идеи носятся в воздухе. Uber и его конкурент Lyft давно уже ищут пути сотрудничества с транспортными властями, а недавно чиновники в Вашингтоне предложили, чтобы Uber приезжал по звонку в службу 911, когда все скорые заняты. Компании могут хорошо заработать на таких госзаказах, а власти городов — сэкономить на закупке автобусов и машин. В прошлом году CEO Uber Трэвис Каланик говорил, что экономия реально возможна: если водитель будет разъезжать по городу, постоянно подсаживая и высаживая пассажиров, это будет менее затратно, чем поддерживать целую сеть автобусов или трамваев.
Корреспондент The Verge Спенсер Вудман, который побывал в Алтамонте, пишет, что воспользоваться услугами новой городской транспортной сети можно прямо из приложения Uber — это, по сути, более дешевый тариф. Многие водители даже не знают, что городские власти субсидируют эти поездки. Мэрия доплачивает 20% за поездки внутри города и 25% — до железнодорожной станции. За пару недель число пользователей Uber в городе выросло в десять раз. Вскоре на услуги Uber решили подписаться несколько соседних городов.
Но проблема в том, пишет The Verge, что какие-то граждане просто не смогут пользоваться новой системой, потому что, скажем, у них нет смартфона или им трудно сесть в обычный автомобиль. Противники «уберизации» общественного транспорта боятся, что люди без банковского счета или кредитной карты будут выключены из системы. Uber обещает это исправить — ввести в строй ряд автомобилей, приспособленных для инвалидов, и разработать систему, которой могут пользоваться небогатые горожане со старыми телефонами. Впрочем, говорит Марц, все равно кому-то будет неудобно, тут ничего не поделаешь. Это выбор каждого — пользоваться смартфоном или нет.
При этом Uber выдвинул мэрии ряд жестких требований: например, логотип компании нельзя размещать на салфетках, в туалетах, на еде и в любых ситуациях, которые могут ассоциироваться с сексом, а любая техническая и бизнес-информация должна держаться в секрете. Городские власти пошли на компромисс: если по закону они будут обязаны раскрыть какую-то информацию, связанную с контрактом, то сначала они предупредят Uber и попробуют обсудить это с компанией. Корреспонденту The Verge власти Алтамонте раскрыть статистику пользования сервисом отказались. Подобные правила секретности есть и в соглашениях, которые Uber заключил с властями Бостона и Сан-Франциско (но там проекты не столь масштабные).
Много ли городов захотят воспользоваться услугами Uber, пока неясно. Но компания между тем экспериментирует сама. В феврале она предложила в Сиэтле поездки по фиксированному маршруту всего за $1, а в Нью-Йорке ввела проездной на лето. За $79 в месяц можно ездить на Uber неограниченное количество раз в утренние и вечерние часы пик. Это дешевле, чем проездной на метро. Ну а когда Uber введет в эксплуатацию автомобили без водителя, которые компания уже тестирует в Питтсбурге, цены еще больше снизятся. Так что даже если эксперимент во Флориде не удастся, Uber стремительно становится одним из главных провайдеров транспортных услуг в Америке. Да и не только в Америке.
Полную версию статьи читайте на The Verge.