Технологии должны были дать нам шанс работать где угодно и когда угодно — но ничего не вышло, пишет колумнист BBC Джорджина Кеньон.
У нас пока нет летающих автомобилей или самозавязывающихся шнурков. Но зато мы теперь живем в мире будущего — ну знаете, в том самом, где благодаря интернету мы можем работать из любого места и в то время, когда нам удобно. Жизни по графику, с 9 утра до 5 вечера, пришел конец.
Только вот что: чем больше компаний обещают своим сотрудникам гибкий график, тем яснее становится, что реальность очень далека от той культуры, о которой мы мечтали.
Для почти каждого из нас этот самый гибкий график на деле означает, что мы работаем с 9 до 5 — и еще по несколько часов до того или после того. И если подумать, то это логично, потому что многие компании по-прежнему ориентируются на то время, когда открыты рынки, когда банки проводят операции или когда продавцам легче продавать, потому что на улице светло.
Для некоторых людей цифровые технологии добавили малую чуточку этой самой гибкости, но у этого есть не столь очевидные и порой тревожные последствия как для работников, так и для работодателей. Например, говорят эксперты, если вы все время общаетесь с подчиненными и коллегами по имейлу, даже если они сидят в двух метрах от вас, это весьма сильно сказывается на рабочем настрое и доверии.
И поэтому действительно гибкий график для большинства из нас практически невозможен. «У инноваций есть темная сторона», — говорит Альмудена Канибано, профессор мадридской бизнес-школы ESCP Europe. Наша способность доверять друг другу не поспевает за темпами развития технологий. И во многом поэтому «гибкий график» — это зачастую пустые слова. Какой бы звездой вы ни были, ваш менеджер вам не доверяет. Ваши коллеги не доверяют вашему менеджеру. И по правде сказать, вы сами тоже не особо доверяете ни коллегам, ни боссу.
Доверие в цифровую эпоху
Рейчел Ботсман, приглашенный профессор бизнес-школы Оксфордского университета, считает, что все просто: «Организационное доверие не приспособлено к цифровой эпохе». Это касается и межличностного доверия внутри организации. Не удивительно тогда, что сейчас мы менее способны понимать других людей — и вообще считать их людьми.
«Цифровая эпоха привела к «атаке на сопереживание», из-за чего нам труднее понять положение других людей», — пишет Шерри Теркл, директор программы изучения технологии и личности MIT. Стремление пользоваться имейлом, смс и мессенджерами привело к тому, что мы забываем некоторые человеческие навыки, в том числе утрачиваем способность различать нюансы языка и смысла, чувство принадлежности к той или иной группе, и хуже знаем начальников и коллег — а поэтому нам труднее быть уверенными, что они хорошо сделают свою часть работы. Все это подрывает неявное и явное доверие на работе.
Это вызывает и страх, который во многом объясняет, почему мы ходим в офис, даже если это нам и не нужно, чтобы делать работу хорошо. Это также объясняет, почему нам так важно сидеть за рабочим столом, хотя ту же работу можно сделать, сидя в кафе или в саду.
А можно?
Филлис Моэн, профессор социологии Миннесотского университета, называет это проблемой типа «Мама, а можно?» Она возникает, когда мы боимся спросить у начальника, можно ли нам поработать из дома или по другому графику, когда нам нужно помочь родственнику, сходить на процедуры, или если мы просто хотим работать именно в те часы, когда мы продуктивнее всего.
Некоторые организационные психологи говорят, что все еще серьезнее: технологии позволяют работодателям постоянно надзирать за работниками. Люди же все больше страдают от этого ощущения, что за ними кто-то все время наблюдает, даже если им позволяется работать удаленно. Лондонский Future Work Centre в этом году опубликовал исследование, которое показывает: постоянная связь с работой вызывает сильную эмоциональную реакцию, это «токсичный источник стресса».
В итоге мы начинаем придумывать все более креативные способы избежать этой самой гибкости.
Что дальше
Также беспокоит, что варианты гибкого графика работы будут все более ограничены: автоматизация и прочие технологические прорывы ставят под угрозу многие традиционные профессии интеллектуального труда, в том числе бухгалтерию и право. Это вызывает чувство незащищенности и вынуждает людей отсиживать свое время в офисе, демонстрировать начальнику свое присутствие и даже избегать удаленной работы, даже когда она доступна. Присутствие кажется самым надежным вариантом.
Однако это непродуктивно с точки зрения работодателя. Чем больше мы контролируем свое время, где и когда мы работаем, тем больше мы довольны своей работой, говорит Моэн. Уорикский университет выяснил, что когда люди счастливы на работе, они в среднем на 12% продуктивнее. Исследователи обнаружили, что более счастливые работники более эффективно используют свое рабочее время, они работают быстрее, не жертвуя качеством.
И на самом деле даже когда мы можем гибко использовать несколько часов за пределами стандартного рабочего дня, этого достаточно, чтобы улучшить качество жизни. Испанская Iberdrola — одна из крупнейших компаний в энергетическом секторе — несколько лет назад дала сотрудникам возможность работать с 8 до 15 часов без обеденного перерыва. Это было довольно радикальное решение для страны, где большинство людей работают с 9 утра до 7 вечера с перерывом на обед в два часа. Компания сообщает, что в итоге удовлетворенность сотрудников выросла, как и их лояльность. 90% сотрудников работают в Iberdrola уже больше пяти лет.
«Говорят, чтобы понять что-то, нужно попытаться это изменить. Мы пытаемся перестроить условия труда, дать сотрудникам больше гибкости, больше возможностей контролировать свое время — и более сочувственных начальников», — говорит Моэн.
Но может быть, подлинно гибкого графика — как и летающих машин из «Назад в будущее», — попросту не стоит ждать.
Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.