Site icon Идеономика – Умные о главном

Александр Галицкий: «Ориентироваться нужно сразу на глобальную историю»

Известный венчурный предприниматель Александр Галицкий дал большое интервью Spear’s Russia. Публикуем наиболее интересные и вдохновляющие фрагменты:

О технологиях, меняющих мир

Если внимательно посмотреть на технологический мир, то станет заметно, что он делится на две большие группы. Одни оказывают стратегическое влияние на какую-то индустрию, другие ведут только к неким тактическим изменениям или улучшениям каких-то конкретных процессов или технических параметров какого-то технического решения или продукта. Одни имеют признаки системных изменений, другие вносят какие то инкрементальные улучшения. При этом, есть технологии, которые могут просто изменить устои целых сложившихся традиционных индустрий, а не только каких-то частичных процессов. Последние сегодня принято называть disruptive.

Сейчас приближаются несколько таких вещей, которые могут сильно поменять мироощущение. Была волна интернета, была волна cloud computing, и сейчас идет третья волна – это blockchain и другие технологии: artificial intelligence, collaborative economy, – они все находятся еще не в мейнстриме, сейчас это лишь зарождающиеся движения, и нет явного технологического лидера. По крайней мере не везде. Точно так же на горизонте – если посмотреть немного дальше – есть технология, которая появится через 36 месяцев: это автоматические роботы, которые будут заменять секретарей. Технология строится на artificial intelligence, но она еще на горизонте, еще не emerging, а совсем далеко. В 24–36 месяцев она начнет проявляться в виде каких-то компаний с реальными продуктами.

К роботам можно добавить DNA-вычисления, quantum computing, нейроуправление (вещи, которые лежат на стыке нейро- и компьютинга). Так что blockchain, artificial intelligence, collaborative economy – это основные disruptive-идеи, они будут менять сложившиеся индустрии, бизнес-модели и сложившиеся правила. И можно ожидать, что здесь появятся компании, которые вырастут до размера Google или Facebook.

О месте и шансах России в IT-бизнесе

Есть ли шанс, что на этой территории [в России] вырастет что-то большое? Или она так и останется дополняющей, дающей лишь инкрементальные вливания, улучшающие что-то? Потому что мы берем, например, ABBYY – у них лучший в мире ICR (Intelligent Character Recognition – интеллектуальное распознавание символов), но это не технология, которая меняет само ощущение жизни. Берем Kaspersky – классная компания, но очень специализированная, безопасность никогда не будет мейнстримом. Берем Parallels, Acronis – они тоже лидеры, но лишь в каких-то областях большой системной технологической гонки. С другой стороны, есть Яндекс, как его можно позиционировать? Вырос он до мирового конкурента или нет? С моей точки зрения, есть много вещей, которые могут у него выстрелить при правильной стратегии. Яндекс и похож, и существенно отличается от Google: он строит «фабрику больших данных», запускает проекты по логистике, телемедицине, во многие направления, в том числе, связанные с промышленностью. А свои накопленные знания и технологии в artificial intelligence пытается использовать для движения в другую сторону и, возможно, стать мировым лидером в каких-то направлениях по их использованию, в совершенно других областях в сравнении с тем же Google.

К сожалению сегодня на Европейском континенте в области IT есть только SAP, которая что-то диктует на мировом уровне. При этом мозговой центр SAP все равно находится в Калифорнии, потому что потоки информации от потенциальных потребителей там совершенно другие. Да и технологическая интеграция с другими компаниями для построения value added chains там совершенно другая, а главное, быстрая. Так что же с территорией? Мир становится совсем другим, говорил я еще 10 лет назад. Любая часть планеты при создании правильной экосистемы имеет право, а главное возможность на инновационные идеи и, собственно, на практическую реализацию этих идей. И сегодня есть много профессионалов и компаний, которые работают коллаборативно, даже не встречаясь друг с другом. Таков мир сегодня. Это первое.

Второе – чтобы сделать классную вещь, нужно понимать проблемы. И ясно, что когда у нас большой недостаток компаний – мировых лидеров, то неоткуда взяться правильно сформулированным проблемам и, соответственно, идеям для их решения. Давайте посмотрим, кто у нас сегодня играет на уровне четвертьфинала или даже финала чемпионата мира по футболу. Это уже упомянутый Яндекс. И опять же, например, при неправильной организации процессов по работе с инновационными идеями сотрудников компании могут появиться люди, которые скажут сами себе: черт возьми, я понимаю проблему, я знаю, как ее решить, но я не могу решить ее в этой компании, я не хочу терять время, я построю свою собственную компанию, так как знаю проблему, знаю ее решение и могу создать не только новый продукт, но и новый бизнес. Я уверен, что в недрах таких компаний, как Яндекс, находятся ребята, которые так себя настраивают. Они могут выйти во внешний мир, за периметр своей корпорации, и тогда можно ожидать, что возникнет новая и большая компания. Смогут ли они собрать команду? Уверен что да. Такая же история может случиться, как ни странно, у Сбербанка. Это один из самых крупных банков (в Европе уж точно), и при этом в отличие от европейских конкурентов, которые имеют свой R&D-центр где-нибудь в США, эти ребята живут совершенно по другим принципам. Центр мозговой атаки у них находится здесь, хотя они и пытаются черпать информацию и из Долины, и из Европы. Кто еще может в эту игру сыграть? Добавить третьего мне сложно. Может, это Mail.ru, но они все же конгломерат слишком разных компаний. И я хуже понимаю их стратегию, хотя с [Дмитрием] Гришиным часто общаюсь.

Понимание мировых проблем дает вероятность, что новые стартапы могут появиться, и какие-то из них способны выстрелить. На этом и строится стратегия нашего фонда. И кстати, в искусственном интеллекте очень много русских имен: контрибьюторов, разработчиков. В этом нет ничего необычного, так как этому направлению уделялось много внимания во времена СССР и позже, создан большой задел, измеряемый полувековой историей исследований и построения школ.

Если вы посмотрите на blockchain, тоже увидите кучу контрибьюторов, которые работают на территории Российской Федерации. Анализ, который делал Harvard Business Review по поводу инноваций и условий, в которых их можно реализовать, показал, что Москва на 2-м месте после Силиконовой долины по пулу талантов. Но вот по предпринимательским талантам мы на 18 месте из 20, хотя по пулу талантов Москва опережает Израиль. Да и по условиям создания бизнеса мы далеко не в первой десятке. Но в любом случае у российских предпринимателей и инноваторов есть шанс. И ясно, что этот «невод» по «ловле интересных идей и компаний» мы будем «тащить» не одни, а с нашими зарубежными партнерами. И если окажемся удачливы в выборе проблем, идей и технологий, а также выборе наших партнеров, то есть реальный шанс, что попадем в эту большую технологическую волну не в качестве пользователей, а в качестве создателей.

Советы предпринимателям и инвесторам

Когда кто-то хочет запустить стартап, говорю я предпринимателям, вы должны поднимать правильные деньги. Если ты на начальном этапе взял политически ангажированные деньги, или взял эти деньги из не совсем чистых рук, или от людей, которые не понимают в этом бизнесе, то потом после seed или после ангельских инвестиций ты придешь к профессиональным венчурным инвесторам, а они не захотят иметь с тобой дело. Нужно быть очень осторожными. Репутация в нашем бизнесе стоит выше всего.

В России рискованно играть в технологическую игру самостоятельно. Потому что рынок небольшой, а способность бизнеса вырваться на Запад под вопросом. Даже компаниям из Европы совсем не просто вырваться в те же США. Можно посмотреть на такую компанию, как Autonomy. Я специально даю английский пример, потому что говорят, вот Kaspersky – русские, им было сложно выходить на западный рынок. Да ничего подобного. Любой иностранной компании трудно выходить на любой чужой рынок. Autonomy была приобретена HP за очень большие деньги. Но спросите их создателя и экс-CEO, он скажет, что сделал пять попыток прорваться в Штаты, скажет, что восприятие мира у британца и американца разное. Разные ожидания, анализ, подбор людей. Так что всем трудно, но ориентироваться нужно сразу на глобальную историю, а не местный рынок, который ко всему прочему очень маленький.

Еще об одной вещи надо сказать. У меня есть много знакомых западных миллиардеров. Я знаю, что богатый человек там не даст на ангельскую инвестицию больше 150–200 тысяч долларов, даже если он мультимиллиардер. У нас не так. Предприниматель идет к условному нефтянику, и тот ему сразу отсчитывает 1 или 2 млн долларов под крутую идею, я знаю много таких сюжетов. А потом у этих инвесторов жуткое разочарование, они теряют свои деньги и говорят «все, я этим больше заниматься никогда не буду». Типичная российская история. Да, Юрий Мильнер и Алишер Усманов смогли это сделать, но это совмещение тяжелейшей аналитической работы и большой доли везения, связанного с попаданием в волну социальных сетей.

На успех Юрия, конечно, реагируют. Приходят некие люди и говорят «возьми мои деньги и сделай, как Мильнер». Я говорю, нет подходящих объектов для вложений, они еще не появились. Да, они возникнут, да, можно играть в большие деньги, находить правильных ребят, делать очень хорошую аналитику вокруг модных направлений, пытаться предугадать историю. Но риски велики, а гарантий нет. А приходящие хотят гарантий. Сейчас им совет: ловите новую технологическую волну – она уже близко. Это как на серфинговой доске. Волна уже рядом, нужно готовиться и ускоряться, а не ждать.

Кстати, самая удобная площадка [в Европе] для стартапов сейчас – это Варшава, там лучшие условия для старта high-tech бизнеса, практически лучшие в Европе, если еще добавить успешную Варшавскую биржу. А те, кому в Европе не нравится Польша, едут в просто «взрывающийся» Берлин. Поэтому когда мне задают вопрос, что нужно сделать, чтобы в России реализовались все задуманные инициативы, будь то программа НТИ, или Сколково, или Иннополис, ответ простой: нужно думать не как удержать здесь таланты, а как привлечь международные таланты в Россию.

Постскриптум

Каждый человек переживает то, что приходит время делать что-то новое. Но не все рискуют изменить свою жизнь. Вообще я считаю, что всем нужно менять профессию в течение жизни, лучше несколько раз. У меня сегодня идет уже третий цикл моей профессиональной жизни. Поэтому не могу сказать, что скучаю, мне очень нравится то, что я делаю сегодня. Так же, как и по молодости не скучаю. В каждом возрасте есть свой кайф.

Оригинал

Exit mobile version