Иэн Богост — профессор Технологического университета Джорджии, редактор The Atlantic.
На прошлой неделе пять крупнейших по рыночной капитализации компаний мира были американские технологические компании: Apple, Alphabet (бывшая Google), Microsoft, Amazon и Facebook. Bloomberg, рассказывая об этом событии, отметил, что это беспрецедентный «технологический прорыв». В 2011 году два места в пятерке занимали Exxon и Shell, а Apple была единственной технологической компанией, входящей в топ-5. В 2006 единственной технологической компанией в пятерке была Microsoft, остальные принадлежали к другим отраслям — энергетике, промышленности, банковскому сектору. Теперь все изменилось.
Но что делает компанию технологической? Журналисты Bloomberg пишут, что «нетехнологические» гиганты вроде Exxon и GE слегка провалились. Абсурдно звучит: Exxon в колоссальных масштабах использует технику, чтобы извлечь останки живых существ из недр земли. Потом компания использует другую сложнейшую технику, чтобы переработать и доставить нефть по всему миру. GE, в свою очередь, производит почти все, от электрических лампочек до томографов и ветряных турбин.
Не странно ли называть Facebook, компанию, которая создает сайты и мобильные приложения, «технологической», но не наделять таким званием фирмы, которые строят поезда, нефтяные платформы и двигатели для самолетов?
Отчасти проблема в особом языке финансовой отрасли. Рынки делят компании по отраслям, и аналитики следят за конкретными секторами. Exxon принято относить к энергетике, GE — к энергетике, транспорту, коммуникациям, здравоохранению и финансам. Под «технологиями» обычно понимаются «компьютерные технологии»: софт, полупроводники, компьютерное оборудование и периферийные устройства, сервисы обработки данных, цифровая реклама.
Компании вроде Microsoft относят к сектору технологий и софта, потому что в этом секторе она получает основную выручку. Apple — тоже традиционная «технологическая» компания, потому что в основном она зарабатывает на продаже компьютерного оборудования. Но остальные компании в сегодняшней пятерке — «технологические» компании лишь по остаточному принципу.
Почти вся выручка Google и Facebook обеспечивается рекламой. Тогда логично сказать, что эти фирмы — медиакомпании. Да, Alphabet во многом похожа на GE или хочет такой стать: она инвестирует в автомобили, здравоохранение, потребительскую электронику, коммуникации. Но подавляющее большинство денег ей все равно приносит рекламный бизнес Google.
Amazon получает значительную часть выручки от Amazon Web Services (AWS), а также от продажи компьютерной техники — Fire, Kindle и т.д. Но подавляющая часть ее выручки приходится на продажи потребительских товаров. Это розничная торговая компания.
Днем позже, 2 августа, «технологический прорыв» ушел в историю. Exxon Mobil столкнула Facebook с пятой позиции, обойдя его капитализацию ($352 млрд) на $8 млрд. Конгломерат Berkshire Hathaway Уоррена Баффета также закончил вторник с общей стоимостью $354 млрд. Для него основные источники выручки — страхование, промышленность и McClane Company, которая обеспечивает логистическими услугами продуктовые магазины. В прошлом году эта компания заработала $28 млрд — на $10 млрд больше, чем Facebook. Johnson & Johnson тоже не сильно отстала: на закрытии торгов во вторник ее капитализация составляла $345 млрд.
Любая отрасль использует компьютеры, софт и интернет-сервисы. Если это и есть «технологии», то любая компания сегодня технологическая. Слово «технологии» так часто используется и так небрежно ассоциируется с Кремниевой долиной, что оно потеряло всякий смысл.
Конечно, есть компании, которые прочно укоренены в компьютерной отрасли. Это Microsoft и Apple. Это Intel, которая производит компьютерные комплектующие. Но пора признать, что некоторые «технологические» компании — в том числе Alphabet, Amazon и Facebook, — практически не занимаются компьютерным бизнесом. Самое интересное в компаниях вроде Alphabet, Amazon и Facebook — что хотя они не компании из отрасли компьютерных технологий, они используют компьютерную инфраструктуру для создания огромных новых бизнесов в других отраслях. И в этом смысле их можно назвать технологическими: ведь технология в самом общем смысле — это использование определенного набора базовых материалов для достижения целей, которые выходят далеко за пределы этих самых материалов.