Site icon Идеономика – Умные о главном

«А все-таки она вертится»: почему важно разбираться в чужих заблуждениях

Иллюстрация: deviantart.com

Аня Каменец — писатель и исследователь, колумнист NPR, автор нескольких книг об образовании и новых технологиях.

Задумайтесь на минутку о нашей планете. Орбита Земли имеет форму эллипса, или овала. Это означает, что какую-то часть года мы находимся ближе к Солнцу, а какую-то часть — дальше от него. Объясняет ли это, почему летом жарче, а зимой — холоднее?

Многие дети думают, что так и есть. Так думают и многие взрослые. И они ошибаются.

Филип Садлер — профессор астрономии и директор факультета научного образования в Гарварде. И он обожает подобные ошибочные представления. «Студенты — не пустые сосуды, — говорит он. — У них полно самых разных знаний, и у них на все найдется объяснение». С самого рождения человеческий мозг упорно работает, пытаясь разобраться в окружающем мире. Но это познание — скорее в духе философов античности, чем в духе современных ученых: мы опираемся на наш собственный ограниченный опыт и потому зачастую сильно ошибаемся.

По словам Садлера, если вы не понимаете дефектов и пробелов в мышлении тех, кого вы учите, вы не сможете разобраться в их неверных представлениях и заменить их правильными концепциями. «Требуются большие интеллектуальные усилия, чтобы усомниться в тех идеях, к которым вы пришли сами, — говорит он. — Это очень серьезно — сказать, что вы откажетесь от своего мнения, которое вам кажется логичным, и согласитесь с тем, что говорит учитель или что говорится в книге».

В одном своем исследовании Садлер задал группе школьников двадцать научных вопросов с разными вариантами ответа. В каждом вопросе присутствовало распространенное заблуждение (зачастую даже более распространенное, чем правильный ответ). Например:

2. Эрик внимательно наблюдает за горящей свечой. Когда она полностью сгорает, он задумывается: что произошло с воском? У него есть ряд идей. С какой вы больше всего согласны?

A. Воск превратился в невидимый газ.

D. Воск расплавился и стек на дно подсвечника.

59% участников эксперимента выбрали неверный ответ — D. А правильный ответ (A) выбрали только 17%.

Затем тот же тест дали учителям тех же учеников. У них спрашивали, какой неверный ответ чаще всего дают ученики. И оказалось, что учителя довольно слабо себе представляют эти ошибки: они знали правильный ответ в 85% случаев, а «самый неправильный» — лишь в 41% случаев. При этом, как показал повторный тест в конце года, у тех учителей, которые лучше представляли себе ошибки школьников, ученики лучше владели научными предметами.

Допустим, вы осознали, как важны ошибки. Как действовать дальше? Первый шаг, говорит Садлер — пользоваться сократическими методами (опять эти греки!): задавать вопросы и заставлять учеников размышлять вслух. Это работает гораздо лучше, чем лекции. «Учителя, которые считают идеи своих учеников интересными — это более эффективные учителя, чем те, которые интересуются только своим предметом».

Затем нужно подтолкнуть учеников к той информации и к тому опыту, который поможет им, рассуждая, найти путь к правильному ответу. К примеру, Садлер и его коллеги разработали курс астрономии, в ходе которого ученики смотрят на фотографии солнца, сделанные через один и тот же телескоп в разные месяцы года. Большинство учеников предполагают, что в жаркие месяцы солнце будет крупнее. Но когда они достают линейки, выясняется, что солнце больше всего (то есть ближе всего к Земле) в январе. 

«И это подрывает логику теории об эллиптической орбите», — говорит Садлер. Настоящая причина смены сезонов — тот факт, что земная ось наклонена по отношению к плоскости орбиты примерно на 23,5 градуса.

Оригинал

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

Exit mobile version