Технологии многое изменят на рынке труда, но перемены эти будут более тонкими, чем банальный выбор между человеком и роботом, объясняют партнеры McKinsey Джеймс Маника, Майкл Чуи и Мехди Миремади в журнале Fortune.
Автоматизация часто описывается в прессе и даже в научной литературе как титаническое сражение человека и машины, в котором машине суждено победить, и один лишь вопрос — когда. Но мы изучили около двух тысяч видов деятельности во всех отраслях экономики и пришли к выводу, что все сложнее. Ниже читайте несколько главных выводов из нашего исследований, которые показывают, какие профессии будут автоматизированы скорее, а какие — медленнее.
Если что-то может быть автоматизировано, не значит, что так оно непременно и случится
Одной лишь технической возможности недостаточно, чтобы обосновать переход на компьютерные «рабочие руки». Здесь есть и другие издержки: разработка и внедрение оборудования и софта и доступность работников-людей. Технически возможно заменить поваров-людей с низкой зарплатой дорогими роботами, но экономически в этом нет смысла. Также есть вопросы регулирования и социальных предпочтений. Многие пациенты, просыпающиеся после операции, предпочтут живую медсестру роботу.
Наивысший потенциал автоматизации — у определенных видов физического труда
Примерно пятая часть всего рабочего времени в США — это физические действия в предсказуемой обстановке. Более 75% таких действий можно автоматизировать уже сейчас. Роботы могут собирать машины на заводах и упаковывать продукты, а некоторые рестораны уже тестируют самообслуживание с заказом на компьютере или даже роботов-официантов.
Легко автоматизируется и сбор и обработка данных. В среднем работники в США треть своего рабочего времени тратят на сбор и обработку информации. Это не значит, что после автоматизации многие люди останутся без работы, но их задачи сильно изменятся. Например, ипотечные специалисты в банках 90% времени тратят на анализ заявок, а вместо этого они могут консультировать клиентов. Будут затронуты и высокооплачиваемые позиции. Ведь люди с годовым доходом больше $200 000 тоже тратят больше 30% своего времени на работу с данными.
Роботы плохо заправляют кровать
Пока что деятельность, которая требует физических действий или управления техникой в непредсказуемой ситуации, довольно трудно автоматизировать. Это, например, управление строительными кранами, сбор мусора в общественных местах, уборка в гостиничных номерах. Гости бросают подушки в разных местах или могут оставить на кровати свою одежду, так что поручать уборку роботам довольно трудно. Впрочем, ситуация может скоро измениться, поскольку в этой области — действия роботов в физически непредсказуемой среде — ведутся серьезные исследования.
Пора стать учителем или стоматологом?
Сложнее всего автоматизировать с помощью сегодняшних технологий те профессии, которые предполагают управление людьми и их развитие (потенциал автоматизации — всего 9%), принятие решений, планирование и творческий труд (потенциал автоматизации — 18%), взаимодействие с клиентами, поставщиками и другими заинтересованными лицами (20%). В этих областях большую роль играют опыт и возраст. Сюда же относятся такие занятия, как программирование, написание пиар-материалов, консультации для клиентов.
Что касается здравоохранения, то автоматизации поддается менее трети обязанностей медсестры, а у стоматологов-гигиенистов это всего 13%. Особенно плохо поддается автоматизации образование: преподавание требует глубины опыта и предполагает сложное взаимодействие с людьми.
Машины изменят рынок труда, но не полностью отнимут работу у людей. Лучше смотреть не на профессии в целом, а на время, которое работники тратят на ту или иную работу. В целом лишь 5% профессий можно полностью автоматизировать, адаптируя современные технологии. Однако эти технологии позволяют автоматизировать в среднем 45% обязанностей людей на работе. И в 60% профессий можно автоматизировать 30% или больше рабочих обязанностей.
Следите внимательно!
Мы рассматривали разные сценарии технологического развития. Например, когда машины научатся владеть языком на уровне человека, автоматизировать можно будет гораздо больше видов деятельности. Но так или иначе, автоматизация фундаментально изменит природу организаций. Задачей менеджеров будет понять, в каких областях произойдут эти перемены, и оценить, насколько это будет оправданно — как в смысле затрат, так и в смысле приспособления бизнес-процессов к новой рабочей среде. Основную выгоду обеспечит не снижение расходов, а повышение производительности, снижение числа ошибок, рост качества, безопасности и скорости работы.
Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.