Современные компании превращаются в более плоские структуры, где нет четкой иерархии, а границы размываются. В этой ситуации растет спрос на искреннее лидерство — и в ответ появляются новые, нетрадиционные стили руководства. Они сильно отличаются от менеджмента прежней эпохи, когда доминировали большие бюрократические организации, и лидерские стили были довольно стандартными. Сегодня мы ожидаем лидерства сразу на нескольких уровнях.
«Речь идет не только об эмоциональном интеллекте, — говорит Дебора Анкона, директор Центра изучения лидерства MIT. — Речь идет о вашей способности понимать сложные проблемы, решать их, добиваться результата», и не важно, на какой стиль вы при этом опираетесь.
Вот несколько новых управленческих стилей, возникших в последнее время, их преимущества и недостатки.
1. Руководитель-слуга
Что это: Прежде руководство предполагало иерархию и управленческую вертикаль. Руководитель-слуга — это «народный» руководитель, который служит своим сотрудникам.
Майк Дефрино, глава Kimpton Hotels & Restaurants, переворачивает иерархию и наделяет сотрудников реальной властью, чтобы они были сами счастливы, а в ответ делали счастливыми и гостей своих заведений. Он определяет этот стиль руководства как «способность одновременно служить и руководить, причем делать это, не ожидая ничего в ответ». В результате Дефрино сам часто берется за любую работу в своих гостиницах — относит в номер чемоданы гостей или регистрирует прибывших. Этот стиль руководства, по его словам, предполагает, что вы гораздо меньше говорите и гораздо больше слушаете.
Плюсы: «Вы можете узнать и понять гораздо больше, прислушиваясь к сотрудникам, а не думая, что только ваши советы правильные и что у вас есть ответы на все вопросы, — говорит Дефрино. — Реальная информация в организации в основном сосредоточена на низовых уровнях, а не в кабинете CEO».
Минусы: Такой стиль руководства позволяет заинтересовать и вовлечь в работу сотрудников, но если лидер слишком задерживается в роли «слуги» и не умеет вовремя переключаться назад, начинаются проблемы, говорит Анкона. К примеру, в чрезвычайных ситуациях, когда скорость реакции важнее всего, руководитель-слуга должен быть в состоянии быстро принять решения. И когда глобальные успехи компании зависят от работы подразделений на локальном уровне, без вышестоящих указаний не обойтись — даже если сотрудники на локальном уровне не понимают, зачем в данном случае требуется их поддержка.
2. Эмоционально прозрачный руководитель
О чем речь: Сегодня работники хотят видеть прозрачных, искренних руководителей, а не людей, которые жестко контролируют себя во всем. Речь идет о людях эмоциональных, которые говорят то, что думают, невзирая на последствия.
Хотя такой стиль руководства кажется нереалистичным, иногда это срабатывает, говорит психолог Карен Уэст, партнер рекрутинговой фирмы Heidrick & Struggles: когда сотрудники чувствуют, что понимают своего начальника, это укрепляет их доверие к нему.
Плюсы: Этот стиль лидерства может быть эффективным, потому что некоторые сотрудники нуждаются в немедленной реакции и в немедленных руководящих указаниях. И люди могут тяготеть к «прозрачным» лидерам, потому что с ними сразу ясно, в каких вы отношениях и что у вас не так, говорит Уэст.
Минусы: Проблема возникает, когда такие руководители не умеют управлять своими эмоцияими. Если они испытывают серьезный стресс, это может перекинуться на всех остальных, говорит Уэст. Если конкретный руководитель в плохом настроении, это передается по всей организации.
3. Руководитель-друг
О чем речь: В плоской организационной структуре руководителей часто рассматривают скорее как коллег, которые не боятся браться за реальную работу. Так действует Стефани Хорбачевски, глава компании StyleHaul. С момента основания компании в 2009 году у Хорбачевски не было своего кабинета — она регулярно пересаживается из одной комнаты в другую, чтобы получше узнать команду. У нее очень близкие отношения с сотрудниками: они останавливаются в ее лос-анджелесской и нью-йоркской квартирах, когда ездят в командировки. Хорбачевски говорит, что считает многих сотрудников друзьями, и что этот стиль руководства не создает никаких проблем для бизнеса. В 2014 году ее компанию приобрела корпорация RTL Group за $200 млн.
Плюсы: Как говорит Анкона, некоторые люди, вроде Хорбачевски, вполне умеют переключаться между режимом друга и режимом начальника и поддерживать баланс между ними.
Минусы: Когда вы не умеете так переключаться, бизнес страдает. Например, если вам трудно разговаривать с сотрудниками о возникших у них проблемах, то с дружбой приходится завязывать. «Это дружба в контексте организации, — говорит Анкона. — Там есть работа, которую нужно делать. Есть обязанности, которые могут противоречить дружеским отношениям. Поэтому вам нужно заранее понимать, что роли друга и начальника могут конфликтовать между собой».
На какой бы стиль руководства вы ни опирались, Уэст советует думать о команде, которую вы собираете, и о том, насколько ваш стиль руководства соответствует составу команды. Успехи лидера оцениваются лишь по тому, насколько эффективно работает его команда.
Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.