Джейсон Фрайд — основатель и генеральный директор компании 37signals, разрабатывающей софт, а также соавтор отличной книги ReWork. Фрайд рассматривает 37signals еще и как лабораторию инноваций по части организации труда. Один из его экспериментов — сокращение рабочей недели до 4 дней в течение лета.
Журнал Fast Company пообщался с Фрайдом и обсудил с ним, чем сотрудники похожи на ископаемое топливо, как бизнес может превратиться в раковую опухоль, и почему среди предпринимателей, которыми он больше всего восхищается — уборщица из его офиса.
FAST COMPANY: Летом ваши сотрудники могут работать только четыре дня в неделю.
ДЖЕЙСОН ФРАЙД: Иногда люди никак не могут привыкнуть работать всего четыре дня, и им хочется остаться и сделать больше работы.
— То есть у вас есть люди, которым действительно хочется остаться на пятый день?
— Когда мы в первый раз устроили это несколько лет назад, кое-где в компании возникало небольшое чувство вины. Люди думали: «У меня остались дела, а сегодня четверг, так что поработаю-ка я в пятницу и доделаю». Но мы предпочитали, чтобы они так не делали. Не так уж много дел, которые не могут подождать до понедельника.
— Многие ли сотрудники остаются работать по пятницам?
— Не знаю.
— Конечно, вас-то там не бывает!
— Мы это не отслеживаем. Я не слежу за этим. И не хочу поощрять такого рода работу. Я хочу поощрять качественную работу.
— На месте главы компании разве не логично позволять людям работать и в пятницу, если им так хочется?
— Если вы мыслите краткосрочными перспективами, то логично, но мы мыслим на долгую перспективу. Мы хотим остаться в бизнесе надолго и сохранить нашу команду надолго. Я бы ни за что не обменял краткосрочный всплеск производительности на долгосрочное падение морального духа. Такое часто бывает в высокотехнологичном бизнесе: люди сгорают, а на их место берут кого-то еще. Я слишком люблю людей, которые здесь работают. Я не хочу, чтобы они сгорали на работе. Во многих стартапах люди отрабатывают по 60, 70, 80 часов в неделю. Они знают, что сотрудники или компания затухнут, или компанию кто-нибудь купит, или случится еще что-нибудь, и им все равно, они просто сжигают свои ресурсы. Это все равно что добывать нефть, пока она совсем не кончится. Некоторые смотрят таким образом на людей.
— Мы приближаемся к «пику добычи человеческих ресурсов»?
— Похоже, во многих компаниях так и есть. Мы видим дефицит талантливых людей, а если наблюдается дефицит ресурсов, то их надо сберегать.
— То есть вы думаете, что высокотехнологичный бизнес оставляет за собой выжженную землю?
— Определенно. Я думаю, что сейчас многие играют в лотерею. Компании расширяют штаты, «поднимают» сколько-то денег, нанимают сколько-то людей и выжимают из них все в надежде, что им достанется выигрышный билет.
— Вы, кажется, слишком приятный человек, чтобы заниматься личной критикой — но вы же имеете в виду какие-то определенные компании?
— Я не буду называть имена. Когда-то я этим занимался. Но думаю, сейчас достаточно почитать TechCrunch. Посмотрите на самые популярные сюжеты: все они о том, что кто-то получил финансирование и сколько у него сотрудников. Но все эти показатели не имеют значения. А важно другое: вы прибыльны или нет? Создаете ли вы прекрасный продукт? Заботитесь ли вы о своих людях? Хорошо ли вы обращаетесь со своими клиентами? Когда пишут о нашей отрасли, редко увидишь статьи о достойном отношении к клиентам, о том, как кто-то строит устойчивый бизнес.
— Наш журнал называется Fast Company, но похоже, что вы строите «медленную компанию».
— Я приверженец медленного, осторожного, методичного роста: не нужно быть большими лишь ради того, чтобы быть большими. Я думаю, что быстрый рост — это обычно симптом… это проявление болезни. Рикардо Семлер, автор книги «Маверик», отлично высказался: лишь две вещи демонстрируют рост ради роста — это компании и раковые опухоли. У нас в 37signals — 35 сотрудников. Мы могли бы нанять сотни людей, если бы хотели — наши доходы и прибыль это позволяют — но думаю, нам от этого было бы только хуже.
— В каких отраслях — если не в технологическом бизнесе — вы ищете вдохновения?
— Мне дают вдохновение маленькие семейные предприятия, которые уже давно в бизнесе. Есть масса ресторанов, куда мне нравится ходить, и которые работают уже давно, лет тридцать или даже больше. Если подумать, это же невероятно. Я не знаю, какая доля технологических компаний смогли проработать тридцать лет. Еще одна интересная вещь: в городе может быть дюжина итальянских ресторанов, и все они могут быть успешны. В высокотехнологичном мире все не так: каждый хочет замочить остальных, и победитель только один. Мне интересны другие бизнесы: это может быть химчистка, ресторан, магазин одежды. Или вот моя уборщица, к примеру — она просто прекрасна.
— Ваш идол — ваша уборщица?
— Она сама по себе, она убирается дома у людей, и она невероятно милая. Каждый раз, когда она убирается, она приносит цветы, она ведет себя уважительно, приветливо, и это просто класс. Почему другие люди не могут действовать так же? Она занимается этим уже двадцать с лишним лет, и это потрясающая история успеха. Для меня это куда интереснее, чем технологическая компания, которая наняла кучку людей, прошла четвертый раунд финансирования и получила 12 миллионов долларов, и все равно убыточна. Об этом все говорят, считают это увлекательным, но по-моему, это совершенно отвратительный сценарий для бизнеса.
Интервью опубликовано в журнале Fast Company — www.fastcompany.com/3000852/37signals-earns-millions-each-year-its-ceo%E2%80%99s-model-his-cleaning-lady