Лучшая страховка от потери работы — лояльная аудитория. Ищите ее, создавайте ее, советует Шон Бланда, главный редактор и руководитель проекта 99U.
Только не говорите, что с вами никогда такого не было: какой-то известный человек из вашей отрасли теряет работу в известной компании X. В глубине души вы чувствуете некоторое постыдное удовлетворение: не такой уж он и талантливый, и так освободится место для новых, более способных людей, думаете вы.
Но проходит несколько недель, вы уже забыли об этом, но вдруг читаете, что этот известный персонаж снова нашел хорошую работу — на этот раз в известной компании Y. Все, злорадству конец. Но в чем же секрет этого персонажа? Это не обязательно талант. Нет, креативные люди умеют находить работу и контролировать свою судьбу не благодаря тайным гениальным трюкам, а благодаря способности создавать свою аудиторию и обслуживать ее. Говоря цинично, гораздо труднее по-тихому уволить кого-то, если об этом тут же узнают все тысячи его подписчиков в Твиттере. Но и для тех из нас, кто не является лицом компании и чья работа не так заметна, аудитория — лучший страховой полис.
Представьте себе человека, который нанимает новых сотрудников. Как правило, такие люди избегают риска, особенно если ситуация на рынке труда неопределенная. Известный товар — он всегда безопаснее, так что люди с большей вероятностью нанимают друзей или тем, с кем прежде работали. Отсюда и происходит известная поговорка: «Важно не то, что ты знаешь, а кого ты знаешь». Так вот, те кандидаты, у которых есть не просто знакомства, но аудитория, получают существенный бонус в этой конкуренции. О них знают не просто рекрутеры, но и другие люди из отрасли. В том числе и известные люди со своей аудиторией.
И наоборот, представим себе суперталантливого работника без аудитории. Допустим, ее зовут Сара. У нее хорошая подготовка и она производит отличный продукт, но ее работа не на виду. О ее талантах знают ее непосредственные коллеги, и она гордится конечным результатом своего труда. Обычно для нее этого достаточно, и в идеальном мире так и должно быть. Но в нашем мире Сара чрезвычайно уязвима.
Допустим, департамент Сары закрывают, потому что ее компания сокращает штат. Или ее конкретный опыт — допустим, разработка интерфейсов для Android-устройств, — больше не востребован. Или у нее просто появился новый начальник, который решил, что пора менять кадры. На все эти факторы Сара не может повлиять, и ни один из них не связан с тем, насколько хорошо Сара делает свою работу. Подобные ситуации происходят каждый день, и как минимум раз в жизни такое случается с каждым из нас.
Теперь Сара ищет работу, но все, кто знает, что она хороший работник, все, кому нравилось с ней работать, по-прежнему работают в той компании, откуда ее уволили. То есть все люди, которые ценят ее, не могут ее нанять, и ей остается надеяться, что кто-то из них поделится с кем-то еще своими приятными впечатлениями от ее труда. Иногда это работает. Но чаще — нет.
Именно поэтому развитие своей аудитории — это страховка от подобных случаев. Креативные работники не зря сидят в Medium и Twitter. Плата за такую страховку — не деньги. Вы платите тем, что ваш труд становится более прозрачным, что у вас есть четкие убеждения, и что вы регулярно делитесь тем и другим с окружающим миром. Обычно, хотя и не всегда, это подразумевает, что вы что-то пишете. Но это может подразумевать и сбор имейл-адресов всех тех людей, которым нравится ваша работа. Или публикацию кейсов, над которыми вы работаете. Или просьбу, чтобы вас занесли в друзья в той или иной соцсети. Но люди слишком часто занимаются этим, когда уже поздно, когда им срочно нужна новая работа.
Представим, что Сара на протяжении всей карьеры делилась своими соображениями о дизайне. Иногда это были правильные мысли, иногда дурацкие. Но что важно — во всех этих случаях она привлекала внимание людей, мыслящих в похожем ключе, которые после этого следили за ее работой (а еще делились с ней другими мыслями, которые помогали ей развивать свои навыки). Допустим, она попросила этих людей зафолловить ее в Твиттере или подписаться на ее рассылку. Пусть даже это «всего» 40 человек — эти 40 человек теперь следят за судьбой Сары. Эти 40 человек знают, как она работает, и уважают ее мнение.
По умолчанию мы склонны ориентироваться на внутреннюю аудиторию — на тех людей, которых мы видим каждый день, с которыми мы все время контактируем. Но эту внутреннюю аудиторию не заберешь с собой на новую работу. Обязательно общайтесь почаще с этими людьми, они важны. Но не игнорируйте возможность поучаствовать в более широкой дискуссии в вашей отрасли.
Я не знаю, в какой области вы работаете. Но я знаю, что она нуждается в вашем мнении. Ваши мысли заслуживают внимания не только тех людей, что сидят рядом с вами. Особенно если вам надоело, что в этой отрасли все время на виду одни и те же эксперты.
Допустим, вы Сара, и ваша компания сокращает людей. Это плохо. Но теперь вы можете попросить о помощи свою аудиторию — пусть это всего 40 человек. В вашем случае один-единственный человек принял решение расстаться с вами. И этого решения достаточно, чтобы столкнуть вас с дороги, по которой вы идете. Но ни один такой человек не сможет отнять у вас вашу аудиторию.
Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.