Знаменитый предприниматель сэр Ричард Брэнсон — о смысле и целях образования.
«Пора понять, что нет такого явления, как средний человек, и прекратить измерять себя произвольными линейками, никаким образом не основанными на человеческой природе».
Я совершенно согласен с этим высказыванием профессора Тодда Роуза, автора новой книги The End of Average, которая с помощью научных и математических открытий доказывает, что невозможно сколько-нибудь осмысленно оценивать людей с помощью статистического усреднения. Я говорю снова и снова: нет в нас ничего среднего, и если мы и дальше будем судить о себе лишь по нашей способности вписываться куда-то, нам не удастся стать по-настоящему выдающимися людьми.
В книге Роуза приводится пример из опыта американских ВВС. Командование ВВС в 1950-х решило изучить, почему многим пилотам трудно контролировать свои самолеты. Выяснилось, что дело не в ошибках, а в том, как устроены панели управления: они были рассчитаны на «среднего» летчика 1920-х годов. Специалисты ВВС измерили 4000 пилотов по 10 параметрам. Они надеялись, что большинство впишутся в «норму» по большинству параметров. Оказалось, что в профиль «среднего» пилота не вписывается никто. «Разрабатывая кабину для среднего человека, мы ориентировались на человека несуществующего», — говорил Роуз. Тогда ВВС разработали новое устройство кабины, позволявшее подстраивать положение сиденья — теперь эту инновацию мы принимаем как данность.
Концепция «среднего» подводит нас в самых разных аспектах нашей жизни, и прежде всего в образовании. Я сам в школе был совершенно никчемным учеником. Я не вписывался в систему, не мог ей соответствовать и считал себя ленивым и тупым. Я не видел никакого смысла продолжать образование и бросил учебу в 16 лет. Но потом со мной что-то произошло: я начал заниматься предпринимательством, и мне уже не нужно было фокусироваться на том, что меня совершенно не интересовало. Я сосредоточился на том, в чем я видел смысл, что меня увлекало. Мой разум раскрылся, а вслед за ним расширился и мой мир.
«Тирания среднего означает, что мы позволяем загнать себя в рамки стереотипов, пытаемся вписаться в чужие представления о том, кем мы должны быть, — говорит Роуз. — Когда мы перестанем сравнивать себя с несуществующим средним, двери для нас откроются».
Сегодня я добиваюсь ясности, недоступной многим людям, в осмыслении трендов нефтяного рынка или трудностей борьбы с наркотиками. Когда я размышляю об этом, мне не верится, что меня учили в такой конформистской системе. И меня тревожит, что эта система по-прежнему функционирует сегодня.
Нам нужно найти аналог настраиваемого кресла для образования. Когда система образования строится на концепции «среднего ученика», мы не в состоянии находить и воспитывать таланты. Эйнштейну приписывают такую фразу: «Каждый из нас гений. Но если судить о рыбе по ее способности взбираться на дерево, она всю свою жизнь проведет в уверенности, что она глупа».
Мои школьные оценки рисовали довольно удручающую картину. Если бы я придавал ей слишком много значения, я бы никогда не попытался добиться чего-то или преуспеть в чем-то. Я не одинок: Дж.К. Роулинг, Опра Уинфри, Стивен Спилберг и многие другие успешнейшие люди тоже когда-то не вписывались в систему. Так что пора положить конец всему среднему. Зачем пытаться вписаться куда-то, если мы рождены быть особенными?
Что вы думаете о концепции «среднего»? Найдется ли ей место в образовании будущего? Разные взгляды по этой важной теме есть в нашей подборке видео и статей Virgin Disruptors, посвященной образованию будущего.
Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.