О том, что изменится в мире стартапов и технологий, рассказывает редактор Wired Джесси Хемпел.
Есть одна игра, в которую я люблю сыграть на технологических конференциях. Каждый раз, как кто-то употребляет термин «единорог», он должен хлебнуть пива, кофе или газировки. Через полчаса вас затошнит от вашего напитка. «Единорог» — стартап, который становится миллиардной компанией — был полезным термином в 2015 году. Но это слово так затаскали, что оно практически утратило свой смысл. Модные идеи вообще быстро превращаются в клише — вместо того, чтобы проливать свет на некое явление, они теперь затушевывают факты и поощряют мыслительную лень. Так что в 2016 году пора отказаться от нескольких таких модных тем.
«Единороги». Спасибо основателю фонда Cowboy Ventures Эйлин Ли за изобретение этого термина. Речь идет о компаниях, которые без выхода на биржу оцениваются в миллиард долларов или более. Но теперь, согласно сентябрьскому докладу Credit Suisse, таких компаний уже как минимум 124 — а ведь они, как предполагалось, должны быть редкими. В 2009 году их было всего четыре. Единороги — это мифические существа, которых никто никогда не видел. Поэтому стоит помнить, что если вам вдруг встретился единорог, то скорее всего, это просто лошадь с пластиковым рогом.
«Экономика совместного пользования», Sharing Economy. Ребята, никто ничем не делится. Этот термин создал некий сияющий ореол вокруг компаний вроде Airbnb и Uber, но смысла в нем больше нет никакого. Как же называть эти компании? В Wired мы называем их «сервисы по запросу»: они помогают людям, например, найти уборщицу или убраться дома именно в тот момент, когда им это нужно. Это новый подход к удовлетворению потребительского спроса и спроса на работников, но не надо притворяться, что у нас тут не капитализм.
«Умное» что-нибудь. Кто-то решил, что если некий предмет подключен к интернету, его можно назвать «умным». Умный дом. Умный автомобиль. Умные часы. Смартфон. Но как мы видим, добавление некой технологии вовсе не обязательно делает вещь умнее. Даже наоборот, технология нередко отупляет. Когда мой телефон вибрирует, пищит и другими способами отвлекает меня от работы, это тупейшая вещь на моем столе. Подключение предметов к интернету дает возможность сделать их полезными, а значит, сделать их умнее. Но это может обеспечить только правильный дизайн.
«Носимые» технологии, wearables. Этот корявый термин, описывающий лавину продуктов, которые тем или иным способом подключают интернет к вашему телу — фитнес-трекеры, часы, Google Glass, — пора отправить на свалку. «Носимые» устройства в следующем году начнут исчезать — они будут становиться все менее заметными и все менее требовательными, но при этом будут давать нам больше данных о нашем теле. Так давайте заодно избавимся и от этого слова. В конце концов, разве его употребляет кто-нибудь, кроме технологических энтузиастов из Долины да журналистов?
Марисса Майер. План Yahoo изменить все в своем бизнесе займет явно больше года. Но это не мешает акционерам-активистам требовать отставки Майер, а журналистам постоянно рассуждать о ее судьбе. В Кремниевой долине явно есть ностальгия по Yahoo 1990-х, по компании, которая когда-то доминировала в интернете, но нынешняя Yahoo уже давно не имеет особого значения. Ее CEO не сможет вернуть бизнес в те времена, но возможно, ей удастся успокоить инвесторов и помочь компании выжить. Поехали дальше, тут смотреть больше не на что.
Пузырь. Да, возможно, новый технологический пузырь и вправду существует. А может, его нет. Если пузырь и есть, то он, скорее всего, возникает на поздних стадиях финансирования — это то, что приносит «единорогам» те самые многомиллиардные оценки. И возможно, в ближайшем будущем фонды будут вести себя более сдержанно, и некоторые из этих оценок упадут. Но никто не может точно сказать, когда это случится. А до тех пор разговоры о пузыре приводят лишь к мутным сравнениям с крахом доткомов в начале нынешнего века. И если вы не заметили, с тех пор многое изменилось. Метафора «пузыря» — сама по себе пузырь.
Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.