О принципах одной необычной, но эффективной компании рассказывает редактор Inc. Ли Бьюкенен.
В мае этого года в компании Tower Paddle Boards, созданной Стефаном Аарстолом, выручка на одного сотрудника практически удвоилась. Но зарплаты не сократились. Аарсол добился этого, обратив внимание на важный факт: для стартапов время — более управляемый ресурс, чем деньги. Поэтому вместо того, чтобы повысить зарплаты, он сократил продолжительность рабочего дня до пяти часов.
Аарстол — это тот самый парень, который опешил во время своей бизнес-презентации на реалити-шоу Shark Tank, но тем не менее, получил $150 000 от инвестора Марка Кьюбана. Сегодня он возглавляет команду из девяти человек, и его компания продает в онлайне доски для серфинга. «Делать не так, как другие — часть нашего бренда», — говорит Аарстол. Он уговорил своих сотрудников уволиться с других должностей и прийти на работу в Tower Paddle Boards.
В 1914 Генри Форд сократил рабочую неделю сборщиков автомобилей до 40 часов, пользуясь новаторскими конвейерами, благодаря которыми люди стали продуктивнее. Сегодня интернет и другие технологии еще больше повысили производительность, но как говорит Аарстол, зарплаты не выросли, а рабочие часы остались прежними.
«Люди сегодня могут стать гораздо более продуктивными, но при этом способны и на колоссальные потери времени», — говорит он. Учитывая все эти отвлекающие факторы, большинство людей в среднем занимаются полезными делами не больше двух-трех часов в день, считает он. (Исследование профессора Университета Дьюка Дэна Ариели подтверждает это: люди гораздо продуктивнее в первые несколько часов дня, а после полудня их производительность стремительно уменьшается.)
Вот некоторые правила, благодаря которым Аарстол и его команда успешно работают в условиях 5-часового рабочего дня.
Сотрудники сами организуют свой 5-часовой день
Официальные рабочие часы в Tower — с 8 утра до часу дня. По оценке Аарстола, в 70% случаев люди придерживаются этого графика, хотя когда становится напряженно, могут работать подольше.
Рабочие часы могут меняться в зависимости от роли. «Человек, который занимается обслуживанием клиентов — это одна из самых напряженных должностей в компании, — может заканчивать работу ровно в 13.00 и весьма регулярно, — говорит Аарстол. — А вот наш режиссер, ввиду особенностей своей работы и любви к своему делу, бывает, и спит в офисе».
Компания строит команду, состоящую из амбициозных и дисциплинированных людей
Рабочая нагрузка не изменилась, так что новая политика — это, по сути, вызов, побуждающий работать умнее. «Главное — научиться и заставить себя быть продуктивнее, задать себе очень четкие ограничения, — говорит Аарстол. — Ничто так не помогает сосредоточиться, как дедлайн».
Сотрудники хотят уйти вместе со всеми в час дня, поэтому они реже заглядывают в почту, не тратят время на социальные сети и бессмысленную болтовню. «Мы не пытаемся сделать эффективным все-все, — говорит директор по цифровой стратегии Эллисон Дандович, — мы просто стараемся устранить неэффективные вещи, а уже это делает вас эффективнее».
Каждый учится ставить себе дедлайны и следовать
Когда Аарстол готовил свою команду к новому режиму, он попросил сотрудников прочитать книгу Тима Ферриса «Как работать по 4 часа в неделю». Он исповедует правило 80:20 (20% усилий дают 80% результата) и призывает работников проанализировать все свои дела, чтобы понять, что именно приносит пользу, а в какие моменты они начинают впустую тратить время.
В Tower также планируют разработать конкретные программы, обучающие людей продуктивно работать в условиях жестких ограничений.
Все получают долю прибыли
Когда в Tower ограничили рабочий день, тогда же было введено правило: 5% прибыли уходит сотрудникам. Все это в совокупности практически удвоило доходы сотрудников.
К примеру, сотрудник с зарплатой $40 000 в год, который работал 2000 часов (50 40-часовых недель), зарабатывал $20 в час. Но число отработанных часов снизилось до 1250, а к этому прибавились выплаты из прибыли на сумму $8000, и теперь этот человек зарабатывает $38 в час. При этом сохраняется прежняя система отпусков: берите столько, сколько хотите, просто не злоупотребляйте этим.
Высвободившиеся часы уходят на то, чтобы стать здоровее
«Сработало превосходно, — говорит Аарстол. — Все ужасно рады, что можно уйти с работы в час дня — особенно те, у кого есть дети. Это реально меняет их жизнь». Пока что ни один не воспользовался высвободившимися часами, чтобы подрабатывать. «Я сказал ребятам, что если им хочется зарабатывать больше, они могут, например, в свободное время подвозить людей в Uber. Но им и так нравится, как они живут».
Дандович, например, обычно днем обедает с друзьями, играет в софтбол или занимается своим хобби — дизайном интерьеров. «Это отличное время, чтобы заняться творчеством, — говорит она. — И я стала гораздо счастливее».
Уникальный подход к работе повлиял и на имидж компании
Аарстол немного волновался, что потеряет клиентов, когда они увидят, что в компании сокращенный рабочий день. Но в Tower звонят не меньше, чем раньше — просто за более короткое рабочее время. И Аарстол говорит, что это хорошо для бренда. «Мы хотим, чтобы клиенты думали: «Во как, звучит круто. Похоже, эти ребята что-то поняли. Они мне нравятся, мне нравится, что делает эта компания. Я куплю что-нибудь у них»».
Босс заражает других примером
Сам Аарстол работает больше 25 часов в неделю, но старается все-таки быть образцом умеренности. Если в бизнесе дела идут хорошо, он может съездить на три недели в Африку, Колумбию или Юго-Восточную Азию — так было в последние четыре года.
«И я совершенно не стесняюсь уходить с работы в час дня по несколько недель подряд, — говорит он. — Я ввел это правило еще и потому, что я хотел, чтобы все в компании могли жить в том же ритме, который я придумал для себя».
Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.