Как стать супергероем: 3 принципа лидерства от Marvel
Важные уроки из опыта великой компании, которые пригодятся и вам.
ЛидерствоНесколько важных выводов из истории успеха одной из самых знаменитых компаний мира сделал психолог и журналист Тайлер Тервурен. Эти выводы пригодятся и вам.
Мартин Гудман понимал важность риска. Он, старший из тринадцати детей в семье эмигрантов из Литвы, вырос во времена Великой депрессии и ездил по стране, проживая в лагерях для бродяг. По всей Америке царили бедствия и отчаяние. Рисковые ребята из поколения его родителей фактически разрушили экономику страны, и теперь американцы жаждали лишь безопасности и стабильности.
Но Мартин хотел чего-то большего. Он хотел быть издателем и начал работать в компании Eastern Distributing Corp, где занимался продажами. Он работал много и усердно, доверял своей интуиции и поднимался по корпоративной лестнице. Его ждали большие дела. Но потом Eastern Distributing обанкротилась, и Мартин потерял работу.
Многие на его месте погрузились бы в депрессию, но Мартин продолжал упорствовать — он хотел идти дальше. Сменив несколько работ и добившись небольших успехов, Мартин решил создать собственную компанию — Timely Publications. Он заметил, что персонажи-супергерои становятся популярными, и сделал рискованную ставку: заплатил одной компании за разработку комикса о супергероях и напечатал миллион экземпляров. На кону стояла судьба его бизнеса.
Мартин ставил на продукты, которые могут принести колоссальный успех, и он понял, что на руках у него хит, когда писатели его журнала придумали нового звездного персонажа — Человека-факела. Звучит знакомо? Этот герой стал участником «Фантастической четверки». Это один из самых долговечных и узнаваемых брендов в комиксах за всю историю. Он принадлежит компании Marvel Comics — так стала называться компания Мартина с 1961 года.
Чему нас учит история Мартина? Если вы хотите знать, как создать что-то великое, вам также нужно понять, каково это — рисковать всем и стоять на грани поражения. Если вы хотите прокатиться на этой волне, стоит изучить три важных урока и правила успеха из истории Marvel.
1. Серьезная мотивация означает большой риск
Вы замечали, что потратить лишние 5 долларов в магазине можно, особо не задумываясь, но когда вы должны купить что-то серьезное — машину, компьютер — или поехать в отпуск, вы тратите на это значительное время и внимание? Мы запрограммированы фокусироваться на больших вещах и добиваться того, чтобы они получились правильно, потому что большое значит рискованное. Мы мотивированы избегать потерь. Большая покупка требует массы денег, а для большинства из нас это означает массу потраченного времени. Если затея провалится, то пройдет еще много времени — и много часов работы, — прежде чем вы сможете попробовать еще раз.
Мартин Гудман продал миллион экземпляров своего первого комикса, потому что у него не было другого выбора: типография не приняла бы их назад, если бы они не продавались. У него был стимул добиться результата, потому что иное было бы катастрофой.
Я называю этот метод достижения целей «бомбой с часовым механизмом». Если вы хотите наверняка сделать что-то серьезное — особенно если вы не уверены, что способны на это, — заранее запланируйте какие-то вещи, которые уже не вернешь назад и которые сделают провал непривлекательным вариантом.
Это, конечно, не значит, что нужно бросаться с головой во что-то, что может уничтожить вашу жизнь, не видя никаких возможных признаков успеха. Прежде чем вы пойдете на большой риск, сначала рискните по-малому.
Когда я написал, что Гудман заказал миллион экземпляров комикса, я умолчал о важной детали. Сначала он для проверки заказал 100 тысяч экземпляров. Когда они разошлись, он понял, что это не просто так, и был готов сделать колоссальную ставку — напечатать гораздо больше. Вторая партия продавалась так же хорошо, как первая.
2. Задавайте жесткие дедлайны, чтобы сфокусироваться
В 2009 году Disney купила Marvel Comics за $4 миллиарда. И если даже это вас не удивляет, то за десять лет до этого Marvel обанкротилась.
В каком-то смысле история Marvel похожа на историю из отличного комикса. Добро было побеждено, и кажется, что зло взяло верх. Но как только все становится совсем мрачно, появляется герой. Времени нет, поэтому он сразу берется за дело. Он быстро готовится к битве, собирает других людей вокруг себя, и затем, вопреки всему, они побеждают злодеев.
Героем-спасителем Marvel стал бизнесмен Дэвид Мэйзел, которому удалось сплотить организацию вокруг жестких дедлайнов и невероятного риска. Менее чем через десять лет после того, как Marvel потерпела самое страшное в своей жизни поражение — обанкротилась, — и никто в компании не был готов серьезно рисковать, Мэйзел убедил руководство Marvel пойти на самый большой риск за всю историю компании — построить собственную киностудию, причем быстрее, чем это казалось возможным.
Компания взяла кредит на $500 миллионов долларов с условием возврата всего через семь лет. И они вернули этот долг. Но любой человек, разбирающийся в человеческой психологии и знающий закон Паркинсона — о том, что задачи заполняют все отведенное на них время, — сказал бы, что иначе и не могло быть.
Когда люди ставят перед собой невероятно жесткие дедлайны, зачастую случаются невероятные вещи. В таких случаях люди знают, что сделать что-то правильно — важнее всего остального. И лучший способ заставить себя сосредоточиться на чем-то правильном — это не давать себе времени на то, чтобы фокусироваться на чем-то еще.
Мэйзел знал, что путь к успеху — не просто сделать что-то большое, но сделать это быстро. Он знал, что угрожающий дедлайн внушит сотрудникам ощущение срочности, необходимое, чтобы многое поменять. Я называю это «теорией большой мечты». И эта теория сработала.
Когда вы хотите организовать что-то большое — особенно если для этого вам нужна помощь других людей, — ваша команда должна чувствовать постоянное давление, чувствовать, что каждое действие на счету. Жесткие дедлайны выливаются в четкий фокус, а он приводит к успеху.
3. Не стесняйтесь воровать хорошие идеи
Стив Джобс любил говорить, что хорошие художники копируют, а великие — крадут. Он имел в виду, что по-настоящему великие идеи и продукты возникают, когда ты начинаешь совершенствовать что-то уже существующее. Именно так Apple создала Macintosh, iPod и другие продукты, которые изменили рынки.
Marvel — в начале своего пути и после банкротства — сделала то же самое. И то же самое можете сделать вы.
Когда Мартин Гудман открыл Timely Publications и запустил свой первый комикс, он не придумывал какую-то новую идею. Комиксы существовали уже много лет, и истории о супергероях как раз начали набирать популярность. Мартин невероятно рискнул, но он ставил на то, что уже работало. Он улучшил существующую концепцию и поставил на нее все.
Дэвид Мэйзел сделал то же самое, когда выводил Marvel из долговой ямы. Фильмы о супергероях снимали уже десятилетиями. В том числе и о персонажах вселенной Marvel. И он знал, что на собственных фильмах можно заработать огромные деньги, потому что другие студии уже зарабатывали такие деньги на героях Marvel. Они перестали лицензировать использование своих персонажей и начали снимать собственные фильмы. Они поставили все на эту идею, и она сработала.
Вполне вероятно, что то, чем вы занимаетесь сейчас — не самая новая идея. И это не плохо, это хорошо. Это означает, что вам есть с чем работать. Что вы видите, в чем другие потерпели поражение до вас. Вы видите, что уже существует и что можно улучшить. И если вы бросите все силы на то, чтобы сделать это лучше, у вас это, скорее всего, получится.
Что можно сделать прямо сейчас
Если у вас есть идея, которую вы хотите претворить в реальность, вам придется пойти на риск. И если вы хотите вдохновить других людей на то, чтобы эта идея состоялась, риск должен быть большим. Вот с чего начать:
— Сделайте риски еще серьезнее. Вам понадобится вся мотивация, какую только можно из вас извлечь — а значит, нужно взяться за дело настолько большое, что его нельзя игнорировать.
— Ставьте перед собой трудные дедлайны. Большие дела делаются быстро, когда люди сосредоточиваются на самом важном, и ничто не помогает этому так, как надвигающийся дедлайн.
— Опирайтесь на то, что уже работает. Новая, новаторская идея совсем не так полезна для мира, как уже существующая, но доведенная до совершенства.
Спросите себя — что сделать, чтобы ваша идея стала раз в пять масштабнее. Потом спросите себя — что бы вы сделали, если бы вам предстояло закончить это дело в пять раз быстрее. Ваши ответы приблизят вас к реальному решению.
Чтобы оказаться на грани успеха, вам нужно постоять на грани поражения. Это не значит, что шансы на успех и на поражение должны быть одинаковыми. Вовсе нет. Но ставки должны быть высокими. Только тогда ваш внутренний герой выйдет наружу, чтобы спасти мир.
Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.