Многие экономисты и технологи уверены, что мир на грани новой промышленной революции, в результате которой успехи искусственного интеллекта стремительно делают ненужным человеческий труд. Два исследователя Оксфордского университета недавно изучили навыки, требуемые для более чем 700 разных профессий, чтобы понять, какие из них подвергнутся автоматизации в ближайшем будущем. Новости плохие: за несколько десятилетий машины могут занять порядка 47% нынешних рабочих мест.
Это мрачный прогноз, но его последствия распределятся по обществу не равномерно. Внимательный анализ данных показывает удивительную вещь: те профессии, в которых работают в основном женщины, более или менее в безопасности, а вот те, где работают обычно мужчины — в зоне риска.
Не стоит удивляться, что несмотря на успехи в достижении гендерного равенства на рынке труда, во многих распространенных профессиях до этого еще далеко. Из 3 миллионов водителей грузовиков в США более 95% — мужчины. Из почти 3 миллионов секретарей и помощников руководителей более 95% — женщины. Самоуправляющиеся автомобили — дело не столь отдаленного будущего, и их появление уничтожит рабочие места этих миллионов водителей. А вот места офисных помощников не сталкиваются с такой угрозой в ближайшее время.
Или, например, мужчины в США занимают 97% рабочих мест в строительстве и плотницком деле. Оксфордские исследователи считают, что с вероятностью более 70% эти мужчины уступят свои рабочие места роботам. И напротив, 93% зарегистрированных медсестер (и медбратьев) — женщины, и риск устаревания этой профессии ничтожен — 0,009%.
В чем тут дело? Навыки грядущей волны умных машин больше подходят для профессий, где ныне доминируют мужчины. Многие из этих профессий опираются на внимательность и физические манипуляции, а новейшие роботы обладают продвинутыми системами сенсоров и ловкой системой манипуляции предметами, что позволяет успешно выполнять такие задачи.
Другие, более интеллектуальные профессии, где доминируют мужчины, тоже в опасности. Это, например, работа, которая требует опыта и тонкости суждения — например, торговля на бирже. Таких работников начинают обходить все более изощренные системы машинного обучения, которые быстро выхватывают малозаметные паттерны в больших объемах данных.
Женщины, напротив, часто работают в более хаотичной, менее структурированной среде, где для успеха важна способность считывать эмоции и намерения других людей. Если ваша работа требует умения отвлечь пациента во время инъекции, способности понять, чего хочет плачущий ребенок, или выразить симпатию и успокоить разгневанного клиента, вам не нужно беспокоиться, что робот отнимет у вас работу в обозримом будущем.
Так в чем, выходит, будут хороши эти новые машины? Для начала в задачах, которые легко сформулировать, где есть объективный критерий успеха. Такие требования инженер может закодировать в форме программы и легко оценить результаты. Совершенно понятно, что нужно делать роботу-маляру, и легко увидеть, выполнил ли он свою задачу правильно. Но труднее определиться с тем, будет ли пациенту, страдающему слабоумием, комфортнее под более теплым одеялом. Компьютеры преуспевают в решении задач, которые выполняются систематически, требуют внимательности и объективности — мыть окна, управлять воздушным трафиком, назначать таксистов на поездки.
Еще одна характеристика, влияющая на надежность работы — это широта требуемых навыков. Компьютеры обычно создаются не для того, чтобы заменить конкретных работников, а для того, чтобы автоматизировать конкретные задачи, сделать конкретных работников продуктивнее. Но когда автоматизированная система охватывает весь набор способностей человека, его услуги больше не нужны. Поэтому чем более широкие и разнообразные обязанности у вас, тем сложнее вас заменить.
Короче говоря, сегодняшние типичные женские профессии — это тот тип работы, что будет доминировать в будущем. В глобальном масштабе это может изменить разделение труда: мужья будут брать на себя работу по дому, а женщины — ездить в офис. На первый взгляд это звучит весело, но реальность будет мрачнее. Семьям придется выживать на одну зарплату, а мужчины столкнутся с эмоциональными трудностями — им больше нет места на рынке труда.