McKinsey опубликовал результаты исследования Institute on Gender in Media — какие стереотипы о женщинах и мужчинах как профессионалах существуют в массовом сознании и как это соотносится с реальностью. Вот несколько самых важных выводов.
1. Кино и ТВ дискриминируют женщин. В семейных голливудских фильмах соотношение мужских и женских персонажей составляет 3:1 — и это соотношение не менялось с 1946 года. Из тех персонажей, у кого есть работа, 81% мужчины. Что еще более странно, в сценах, где показана толпа, женщины составляют всего 17% (интересно, что во многих элитных сегментах общества — советах директоров крупных компаний, в Конгрессе США и т.п. — в среднем доля женщин составляет эти же самые 17%).
Институт изучил и глобальный кинорынок — картина сопоставимая: из персонажей, которые в фильмах упоминаются или действуют, 31% женщины. Только в 10% сбалансированный состав (женщины составляют 45-55% персонажей).
2. Искусство искажает реальность. Глобальное исследование института показало, что меньше 25% персонажей фильмов, имеющих работу, женщины — тогда как на деле женщины составляют 40% мировой рабочей силы. Лишь 14% топ-менеджеров в фильмах — женщины, тогда как на деле женщины занимают в мире порядка 24% руководящих постов. И этот создаваемый имидж оказывает очень глубокое влияние на то, как мы видим мир и свою роль в нем. Он задает психологические потолки.
3. Стереотипы работают уже с раннего возраста. Институт провел эксперимент, в котором детям рассказывали короткие истории о реальных судьях, математиках и других профессионалах, а потом просили их описать, как выглядят эти люди. И мальчики, и девочки тут же бросались описывать мужчину — и поражались, когда им говорили, что на самом деле это женщина. И вот вопрос: разве это отражение того, что они реально видят в жизни? Нет, это следствие того, что они видят на телеэкране. В Йельском университете недавно провели исследование, в котором ученым давали две версии одного и того же резюме: одинаковые, но с разным именем. Если речь шла о мужчине, то кандидат оценивался как более талантливый и опытный, ему чаще были готовы предложить работу и более высокую зарплату.
Мы не осознаем, что у нас есть такие предрассудки, поэтому важно, чтобы кто-то помогал с ними бороться — просвещать людей. Во многом эта задача лежит на корпорациях. Поэтому стоит посмотреть на разные аспекты вашего бизнеса и при принятии решений задуматься: «А не мешают ли мне здесь гендерные стереотипы?»