Журналист Лора Вандеркам изучила книгу нейролога Дэниела Левитина о том, как справиться с информационной перегрузкой и успевать делать больше.
Эволюция — процесс медленный, и наш мозг все еще приспособлен к той эпохе, когда мы жили маленькими племенными группами, охотились и собирали пищу, чтобы выжить. Человеку того времени за время жизни удавалось встретить не более тысячи других людей. Не удивительно, что мы чувствуем рассеянность и стресс в нынешнем мире, где нас постоянно отвлекают мириады мелочей.
Однако нейролог Дэниел Левитин в своем бестселлере The Organized Mind пишет, что мы можем научиться преодолевать эти эволюционные ограничения. Самые успешные люди организуют жизнь так, что тратят меньше времени на обыденное и больше — на то, что вдохновляет, успокаивает, вознаграждает их. Вот советы Левитина о том, как меньше нагружать свой мозг и добиться спокойствия, которое помогает сосредоточиться.
1. Отведите вещам место
«За сотни тысяч лет наша память приспособилась отслеживать вещи, которые не двигаются — фруктовые деревья, колодцы, горы, озера», — пишет Левитин. За день мы не так уж много перемещались, поэтому мы не запрограммированы следить за ключами от машины, телефонами, кошельками. Мы кладем их не туда, а потом тратим массу умственной энергии на их поиск. Найдите каждой из них дом, будь то ящик или крючок около двери. При возможности покупайте дубликаты, чтобы не перемещать предметы с места на место: например, одни очки для работы, другие для дома, одни ножницы для кухни, а другие — для кабинета.
2. Спусковые крючки для запоминания
Значительную часть жизни мы живем на автопилоте. Так мозг сохраняет энергию. Но когда вы начинаете жить по распорядку, мозг не станет напоминать вам о чем-то еще, что вы хотели бы включить в свой график. В то же время он реагирует, когда замечает что-то новое. Поэтому, советует Левитин, пусть обстановка напоминает вам о том, что нужно сделать. Боитесь забыть купить молоко по дороге домой — поставьте рядом с собой в машине пустой пакет из-под молока или положите его в рюкзак. Мозг зарегистрирует этот не вписывающийся в контекст объект и прервет обычный процесс. Эта склонность к новому и неожиданному также объясняет, почему нас так возбуждают сообщения о новых письмах или смс на телефоне. Пользуйтесь этим — ставьте напоминания о действительно важном: пообщаться со старыми друзьями, сходить на свидание.
3. Планируйте жизнь в большой сети
«Наши предки жили в медленно меняющихся социальных группах, в течение всей жизни они общались примерно с одними и теми же людьми и поэтому могли держать в уме практически все необходимые социальные детали», — пишет Левитин. Сегодня мы работаем и общаемся с сотнями людей, которые ждут, что вы запомните их имя и подробности вашей прошлой беседы. Ваш мозг в одиночку с этим не справится. Поэтому делайте пометки о людях, с которыми вы встречаетесь и о чем вы общаетесь. С базовыми деталями и днями рождения могут помочь LinkedIn или Facebook, но как только вы перестаете кого-то видеть, мозг начинает его забывать. Планируйте регулярно вспоминать и восстанавливать контакты.
4. Фокусировка
Мозг способен переключаться между задачами, но в смысле метаболизма это обходится недешево. На сосредоточение нужно меньше энергии, пишет Левин. Люди, которые организуют время так, чтобы иметь возможность сфокусироваться, не только успевают больше сделать, но и в конце работы меньше устают и меньше истощены в нейрохимическом смысле. Если вам предстоят рутинные задачи, совместите их. «И если вы собрали счета, которые нужно оплатить — просто оплатите их, не пытайтесь одновременно думать о том, надо ли переехать в меньший по размеру дом или купить новую машину». Об этом подумайте в отдельно отведенное время.
5. Готовьтесь и повторяйте
В идеале значительные периоды времени должны уходить на решение одной проблемы. Но наша рабочая среда редко к этому приспособлена. Многие менеджеры скачут с одного совещания на другое, как школьники. Вы уверены, что запомните все, что слышали на встрече? Вряд ли. Вот почему психиатры работают с клиентами по 50 минут в час, а оставшиеся 10 минут уходит на запись всего, что произошло. Поэтому не ставьте мероприятия одно за другим, оставляйте себе время для составления заметок о том, что необходимо сделать. Кроме того, поскольку переключение задач обходится дорого, мозгу помогает, когда он постепенно и спокойно настраивается на следующее совещание. В идеале часовые совещания должны идти по 40 минут — например, с 10.10 до 10.50. Попробуйте: мало какое совещание нельзя сократить — было бы желание.
6. Не переживайте о мелочах
Мучительно задумываетесь о смене гардероба или о том, какое блюдо заказать? Мозг может принять ограниченное число решений за день, так что лучше оставить этот ресурс для других дел. Поработайте над своим гардеробом — так, чтобы все, что там висит, вполне подходило вам. За обедом на работе выбирайте одно и то же. Тогда вы сможете принимать более правильные решения тогда, когда это действительно нужно.
7. Сон
Сон, как показали многие исследования, усиливает формирование и понимание абстрактных связей, будь то в языке, математике, логических задачах и пространственном мышлении — именно поэтому люди часто просыпаются, решив проблему, которую никак не могли решить вечером, говорит Левитин. Но для разных людей хороший сон означает разное. Одни спят подряд всю ночь, другие просыпаются ненадолго посреди ночи. Найдите свой вариант и придерживайтесь его — тогда мозг позволит вам сделать гораздо больше.