Ну и шуточки: действительно ли чувство юмора помогает в карьере
Питер Макгроу, Кейлеб Уоррен и Адам Барски рассказывают, как использовать чувство юмора в профессиональной сфере, не становясь при этом офисным шутом
Лидерство Саморазвитие
Как добиться успеха в карьере и при этом получать удовольствие?
Книги по бизнесу, публикации в интернете и руководства по тимбилдингу советуют использовать юмор. Согласно рекомендациям, обмен шутками, саркастическими замечаниями, ироничными мемами и остроумными историями сделает вас более привлекательным, снимет стресс, укрепит команду, пробудит творческий и даже лидерский потенциал.
Как эксперты в сфере маркетинга и менеджмента, мы изучили юмор в рабочей обстановке. Не только наши исследования, но и работы других специалистов, показывают, что быть смешным сложнее, чем кажется. Кроме того, негативные последствия неудачной шутки часто превосходят возможную выгоду от удачной.
К счастью, совсем не обязательно рассказывать уморительные шутки, чтобы юмор работал на вас. Вместо этого можно научиться думать как комик.
Рискованный бизнес
Юмор строится на искажении и нарушении норм. И это скорее навредит вашей репутации, чем поможет команде.
Мы разработали «теорию безобидного нарушения», чтобы объяснить, что делает вещи смешными, и почему попытки пошутить так часто приводят к обратному эффекту, особенно на работе.
По сути, юмор возникает, когда что-то одновременно и неправильно, и нормально. Людям смешны шутки, которые нарушают правила, при этом кажутся безобидными. Упустите один из этих компонентов и аудитория вряд ли оценит шутку. При этом, когда шутка безобидна и не нарушает правила, она не вызывает смеха. Когда же есть небезобидное нарушение правил, то вы рискуете навлечь на себя возмущение.
Даже в полумраке зрительного зала не так то легко рассмешить публику. А при ярком свете офисного пространства эта грань становится предельно тонкой, словно лезвие бритвы. То, что кажется рисковым, но приемлемым одному коллеге, может показаться совершенно ужасным другому, особенно учитывая разницу в стаже, культуре, гендере или даже настроении.
Рекламное исследование
В наших экспериментах, когда обычных людей просили «быть смешными», большинство попыток заканчивались либо несмешными шутками, либо довольно оскорбительными.
В книге Питера Макгроу «Кодекс юмора» приводится такая история. В конкурсе юмористических рекламных слоганов среди студентов бизнес-факультета многие слоганы изначально были не слишком смешными. Однако те, которые судьи сочли самыми смешными, часто также оценивались как шутки на грани морали.
Умение быть остроумным, но не оскорбительным, имеет первостепенное значение. Это особенно актуально для женщин, поскольку многие научные исследования показывают, что женщины сталкиваются с более резкой реакцией, чем мужчины, на поведение, которое считается оскорбительным или нарушает нормы, например, выражение гнева, доминирование или даже простые просьбы во время переговоров.
Потеря уважения
Исследования других ученых, изучающих поведение лидеров и менеджеров в организациях, говорят о том же.
В одном исследовании менеджеры с отличным чувством юмора воспринимались как более уверенные и компетентные, что повышало их статус. Однако, когда их шутки оказывались неудачными, то они теряли статус и авторитет. Другие исследователи обнаружили, что неудачный юмор не только вредит статусу руководителя, но и снижает вероятность того, что сотрудники будут уважать его, обращаться к нему за советом или доверять его руководству.
Даже если шутка удачна, она может принести неблагоприятные последствия. В одном исследовании студентам-маркетологам дали задание написать «смешные» тексты для рекламы. Они написали более смешные, но менее эффективные объявления, чем студенты, которым поручили написать «оригинальные» или «убедительные» тексты.
Другое исследование показало, что когда начальник любит пошутить, сотрудникам часто приходится притворяться, что им весело. Это истощает энергию, снижает удовлетворенность работой и способствует выгоранию. Риски выше для женщин из-за двойных стандартов. Когда женщины используют юмор, например, в презентациях, их с большей вероятностью сочтут менее компетентными и имеющими более низкий статус, чем мужчины.
Суть в том, что удачная шутка редко приносит повышение. А неудачная может поставить под угрозу карьеру, даже если вы не ведущий ток-шоу, зарабатывающий на жизнь юмором.
Переписать сценарий
Вместо того чтобы пытаться быть смешным на работе, мы рекомендуем вам сосредоточиться на том, что называют «комичным мышлением», как описано в другой книге Макгроу «Фишки в бизнесе».
«Лучшие идеи рождаются в виде шуток, — сказал однажды легенда рекламы Дэвид Огилви. — Старайтесь, чтобы ваши мысли были как можно более смешными».
Заметьте, он не призывал руководителей шутить на совещаниях. Он поощрял сотрудников мыслить как комики, меняя ожидания, используя связи и находя свою нишу.
Суть юмора часто в том, что сначала вас ведут по одному пути, а затем все переворачивается с ног на голову. Комик Хенни Янгман как-то остроумно заметил: «Когда я прочитал о вреде алкоголя, я бросил… читать». Деловой вариант этой традиции — оспаривание очевидного предположения.
Например, рекламная кампания Patagonia «Не покупайте эту куртку», которую фирма по производству снаряжения для активного отдыха развернула в Черную пятницу 2011 года в виде полностраничной рекламы в The New York Times, парадоксальным образом увеличила продажи.
Чтобы применить этот метод, выберите устаревшее предположение, которого придерживается команда, например: добавление функций в продукт всегда улучшает его, или проведение большего количества совещаний приведет к отличной координации, и попробуйте спросить: «А что, если бы было наоборот?»
Вы обнаружите варианты, которые упускаются при обычном мозговом штурме.
Ищите свое
Когда комик Билл Берр шутит, он знает, что некоторым его шутки не покажутся смешными. Однако он не пытается переубедить их.
Мы заметили, что многие артисты этого жанра не пытаются угодить всем. Они добиваются успеха, намеренно сужая свою аудиторию. Кроме того, мы обнаружили, что компании, которые делают то же самое, создают более сильные бренды.
Например, в 2019 году совет по туризму Небраски в рамках кампании, ориентированной на посетителей из других штатов, использовал лозунг «Скажем често, это не для всех». Веб-трафик вырос на 43%.
Кому-то подавай горячий чай, а кому-то — ледяной. Но теплый чай не нравится никому. Точно так же и в бизнесе можно добиться успеха, решив, для кого ваша идея предназначена, а для кого — нет, и соответствующим образом адаптируя продукт, политику или презентацию.
Важность сотрудничества
Стендап может показаться работой в одиночку. Но комики зависят от обратной связи: шуток коллег-комиков и реакции зрителей. Точно так же и стартапы могут создавать новые продукты.
Создание успешных команд на работе подразумевает умение слушать, прежде чем говорить, умение создавать привлекательный образ для партнеров и балансировать роли. Преподаватель импровизации Билли Мерритт описал три типа артистов. Пираты — любители риска. Роботы — строители структур. Ниндзя умеют и рисковать, и строить структуры.
Например, команде, разрабатывающей новое приложение, нужны все три типа: пираты, предлагающие смелые функции, роботы, оптимизирующие интерфейс, и ниндзя, заполняющие пробелы. Расширение прав и возможностей каждого в этих ролях приводит к появлению смелых идей с меньшим количеством «слепых зон».
Разные дары
Сказать кому-то «будь смешным» — все равно что посоветовать «будь музыкальным». Многие из нас умеют держать ритм, но мало у кого есть качества, необходимые для рок-звезды.
Вот почему мы считаем, что разумнее думать как комик, чем пытаться шутить как он.
Переворачивая общепринятое, объединяясь для инноваций и не пытаясь угодить всем, профессионалы могут находить свежие решения и выделяться, не становясь при этом объектом офисных шуток.

Fast Company
Big Think
Кевин Келли
