Длинные слова и искренность: как правильно извиниться и не сделать хуже

Длинные слова и искренность: как правильно извиниться и не сделать хуже

Люди порой извиняются так, что лучше бы хранили молчание

Саморазвитие
Кадр из фильма "Охота"

Итак, если говорить об извинениях, как лучше это сделать? Вам жаль или вы глубоко раскаиваетесь? Вы осознаете, что были неправы, или понимаете, что ваш поступок был совершенно неприемлем?

Возможно, прозвучит слегка странновато, но когда речь идет об извинениях, оказывается, имеет значение даже количество слогов в словах. К такому выводу привело ученых исследование о восприятии искренности извинений, опубликованное на прошлой неделе. Согласно данным, сталкиваясь с выражением раскаяния, мы воспринимаем его более содержательно, если извиняющийся использует более длинные слова.

Исследователи пришли к выводу, что такое впечатление возникает из-за предполагаемых дополнительных усилий, которые прикладывает виновная сторона, даже если эти усилия не выходят за рамки использования чуть более длинного слова.

Красивыми словами или нет, но приносить извинения — это все еще трудная задачка, считает доктор Тара Куинн-Кирилло, член Британского психологического общества. «Даже если мы понимаем, что наши поступки или слова были недопустимы, признаться очень сложно, потому что это признание уязвимости, а мы не умеем быть уязвимыми. Исторически это было невыгодным положением. Поэтому мы всегда готовы к оборонительной позиции».

Как же извиняться правильно? Множество примеров подскажут, что делать и чего избегать.

Слишком отрепетированное извинение

Когда актеры Эштон Кутчер и Мила Кунис написали письма с просьбой о смягчении наказания для коллеги Дэнни Мастерсона, осужденного за насильственные преступления, которого они назвали «образцом для подражания», это уже само по себе нанесло ущерб их репутации. Последовавшее за этим тщательно сформулированное видеоизвинение, где они говорили друг за другом, казалось, только усугубило ситуацию. «Мы осознаем причиненную боль», — бодро начал Кутчер. «Мы поддерживаем жертв», — продолжила Кунис. Многие зрители пришли к выводу, что, возможно, они не особенно раскаиваются.

Страстное раскаяние

Одни кающиеся грешники восседали на столбе в пустыне, замаливая грехи, а вот бывшему главному секретарю казначейства Великобритании от Лейбористской партии Лиаму Бирну пришлось ограничиться колонкой в газете. В ней он с горечью извинился за «глупые», «грубые» и «отвратительно оскорбительные» действия, когда 2010 году оставил преемнику беззаботную записку: «Боюсь, денег нет».

Неоднократное упоминание новоизбранным премьер-министром Дэвидом Кэмероном этой записки, из-за которой лейбористов обвиняли в политике жесткой экономии, «нанесло вред партии, которую я люблю», писал Бирн, добавляя: «Каждый день я сгораю от стыда за это». (Многие комментаторы были весьма снисходительны: «Чувак, не вини себя. Все равно ничего не изменилось», — написал один доброхот.)

Фальшивые извинения

«Некоторые люди всю жизнь повторяют: «Простите, простите, простите», просто, чтобы выпутаться из ситуации. Но это неискренне, и они никогда не меняют своего поведения, — объясняет Куинн-Кирилло. — Уверена, вы сами таких знаете».

Конечно, знаем. Взять, к примеру, Бориса Джонсона, которого снова и снова (и снова) заставляли извиняться за ошибки во время карантина, вызванного пандемией COVID, и при этом его слова никогда не звучали убедительно. К всеобщему удивлению, бывший премьер-министр затем отказался от своих слов в мемуарах, заявив, что приносить эти «жалкие» и «униженные» извинения было «ошибкой».

«Действительно ли вы все осознали, можете ли вы размышлять, и, главное, изменить свое поведение? Вот три ключевых момента, которые указывают на искреннее извинение, — говорит Куинн-Кирилло.

Вроде бы есть и вроде бы нет

Само по себе слово «извините» не придает искренности выражениям раскаяния. Например, заявление Харви Вайнштейна после первой публикации обвинений в насилии в прессе. «Я понимаю, что мое поведение с коллегами в прошлом причинило много боли, и я искренне приношу за это извинения», — сказал Вайнштейн. Он добавил, что взрослел в 1960-х и 1970-х годах, когда «все правила поведения на рабочем месте были другими».

А в отдельном заявлении его адвокат одновременно заявил, что кинопродюсер готовится подать в суд из-за публикаций, «полных ложных и клеветнических заявлений». С тех пор Вайнштейн был признан виновным в насильственных преступлениях судами Калифорнии и Нью-Йорка, и ему, возможно, предстоит дальнейшее судебное разбирательство.

Лучше поздно, чем никогда

Власти Флоренции изгнали Данте в 1302 году за его политические взгляды. Было ли это верно? Городским властям потребовалось всего 706 лет, чтобы в 2008 году прийти к выводу о возможной ошибке. Лучше поздно, чем никогда? Возможно, хотя потомок поэта, граф Пьеральвизе Серего Алигьери, отказался присутствовать на «церемонии извинений», заявив: «Это вовсе не будет искренним, коллективным искуплением вины». Спланированный трюк, скажете вы?

По крайней мере, они это сделали. Когда в 1996 году Католическая церковь наконец признала правоту Галилея в утверждении о вращении Земли вокруг Солнца, никакого раскаяния не последовало, лишь сдержанно заявили, что «печальное недоразумение» церкви теперь в прошлом.

Галилея заставили отречься от убеждений под угрозой пыток, но извинений он не получил. Как жаль.

Источник

Свежие материалы