Site icon Идеономика – Умные о главном

Вместе горы свернем: практика коллективного любопытства

Кадр из фильма "Агора"

В древних Афинах Аристотель призывал всех гулять по саду, обсуждая идеи, а не сидеть в тишине на лекциях в своей школе. Учителя и ученики изучали вопросы, спорили и развивали идеи друг друга.

Традиция совместных прогулок и размышлений оказалась настолько успешной, что сохранялась на протяжении веков, влияя на обмен знаниями во всем древнем мире.

Однако сегодня мы редко организуем пространство для такого коллективного любопытства. Хотя у нас есть беспрецедентный доступ к информации, мы часто слишком заняты, рассеяны или озабочены достижением немедленных результатов, чтобы участвовать в совместных исследованиях. Кроме того, в системе образования и на работе приоритет отдается индивидуальным достижениям, а не совместным открытиям.

Это досадно, ведь совместное исследование может привести к замечательным результатам. При совместном обсуждении вопроса мы создаем новые возможности, которые никто не смог бы представить в одиночку. Давайте разберемся, почему так происходит и как сделать так, чтобы это работало на вас.

За гранью личного гения

В истории часто возникает романтическая картина гения-одиночки: изобретателя в мастерской, ученого в лаборатории, писателя, уединившегося в мансарде… Эта история убедительна, но неполна: индивидуальной гениальности редко бывает достаточно для революционных открытий.

Братья Райт построили самолет не в одиночку, они вели обширную переписку с коллегами-энтузиастами авиации. Проект «Геном человека», в рамках которого был успешно составлен генетический код, — это не работа одного гениального ума, а масштабный совместный труд, в ходе которого тысячи ученых делились вопросами, проблемами и открытиями.

Коллективное любопытство — это практика совместного изучения вопросов и поиска ответов, когда мы опираемся на знания друг друга и создаем атмосферу для открытого поиска и обучения.

Совместное любопытство приносит впечатляющие результаты. Вы сможете:

Многие сопротивляются коллективному интересу по вполне понятным причинам. В условиях конкуренции такие неопределенные практики могут казаться рискованными. Нехватка времени подталкивает к быстрым решениям. Есть опасения, что, задавая вопросы, вы проявляете слабость. Тем не менее те, кто допускает совместное, плодотворное состояние неизвестности, часто обнаруживают, что это приводит к лучшим результатам.

Совместная прогулка в неизвестность

Лучшие идеи, более крепкие отношения, более приятная работа… Хотя преимущества коллективного любопытства очевидны, создание среды, в которой люди чувствуют себя комфортно, исследуя что-то вместе, требует определенных усилий.

Однако оно того стоит. К счастью, есть практические советы, как начать. Вот пять способов, с помощью которых вы сможете использовать эти преимущества:

  1. Составьте карту неизвестного. Многие открытия начинаются с того, что кто-то признается: «Я не понимаю, почему…». Сядьте с коллегами и запишите, чего вы не знаете или не понимаете в той или иной теме. Это превращает пробелы в знаниях в общие возможности для открытий.
  2. Многоуровневое метапознание. Подвергните сомнению предположения в качестве формы самостоятельной антропологии. Попросите команду вспомнить, как зарождались их представления. Начните с любого текущего процесса и спросите: «Почему мы так делаем?». На каждый ответ спросите: «Почему мы так считаем?». Эта метакогнитивная практика помогает выявить скрытые факторы, которые могут препятствовать поиску лучших решений.
  3. Совместные прогулки. Устраивайте прогулки с коллегами, во время которых делитесь, кто над чем работает и над какими вопросами бьется. Вы можете попробовать сделать это один на один или в небольших группах. Неформальная обстановка и движение часто приводят к более открытым разговорам и неожиданным связям.
  4. Небольшие эксперименты. Попробуйте новый формат встречи в течение недели или протестируйте другой подход с тремя клиентами. Эксперименты должны быть настолько незначительными, чтобы неудача казалась безопасной. Это поощряет более смелые вопросы. А иногда самые интересные открытия приходят из экспериментов, которые сработали не так, как планировалось.
  5. Открытое обучение. Начните вести рассылку о том, чему вы учитесь, или устраивайте «Час любопытства», на котором люди делятся наработками. Когда мы открыто говорим о неуверенности, это создает психологическую безопасность для других людей. Это также порождает неожиданные открытия, поскольку другие могут заметить закономерности, которые вы пропустили.

Величайшие открытия в истории человечества совершались не гениями-одиночками, а сообществами любознательных умов, которые развивали вопросы и идеи друг друга.

Когда мы практикуем коллективное любопытство, каждый разговор становится шансом узнать что-то новое. Позвольте спросить: какие вопросы вы и команда исследуете сегодня?

Источник

Exit mobile version