Принято считать, что самые эффективные руководители предоставляют сотрудникам полную самостоятельность. Генеральный директор Airbnb Брайан Чески решительно отвергает это утверждение. «Если вы хотите быть автономными, создавайте свою собственную компанию», — заявляет он.
Брайан Чески — один из 22 руководителей компаний из списка Fortune 500, которые могут по праву сказать, что основали империю. Он отмечает, что его необычная философия управления не является авторитарным подходом, но она определенно имеет властный характер. Именно он принимает окончательные решения, чтобы упорядочить и ускорить внутренние процессы. По словам Чески, с тех пор как появились новости о его своеобразном надзоре и публикации в социальных сетях о том, не является ли это популяризацией микроменеджмента, генеральный директор не отступил от своей этики, прежде всего потому, что на собственном опыте убедился в ее преимуществах.
По словам Чески, в первые дни работы его платформы он был хорошо осведомлен о компании в целом: «Я был в курсе всех деталей. Я знал обо всем, что происходит». Когда сайт Airbnb стал популярным, он нанял руководителей, чтобы те помогли компании перейти к активному росту. В долгосрочной перспективе такой подход оказался пагубным.
«Я делал все, о чем обычно говорят: нанимал отличных людей, давал им возможность выполнять свою работу, предоставлял им свободу. А результаты были катастрофическими», — говорит Чески. Он чувствовал себя слишком далеким от всех тонкостей работы компании. При этом Чески признает, что его самовольный отход от дел не казался неверным до недавнего времени. На самом деле, как говорит сам Чески, в 2015 году компания «летела на реактивном самолете», несмотря на невмешательство в детали. Однако в 2016 году фундамент зашатался. «Мне стало казаться, что я не знаю, что делаю, — вспоминает Чески. — В отличие от основателя, никто не рождается хорошим генеральным директором. Это не та работа, где интуиция подсказывает, как поступить». К концу 2019 года рост компании замедлился, а расходы росли. Чески вспоминает, как один из сотрудников сетовал на долгие часы работы в обмен на низкую зарплату. К 2020 году компания во многом разрушилась из-за пандемии. «Конец января, я на совещании, и вдруг мне говорят: «Наш бизнес в Китае упал на 80%», — вспоминает Чески. — Через восемь недель все об этом говорили, и мы потеряли 80% прибыли по всему миру». Он сравнивает этот сценарий с тем, как если бы вы ехали со скоростью 100 километров в час, а потом нажали на тормоз. Airbnb прошел путь от одного из лучших стартапов до бизнеса, который заставил многих, включая авторитетных журналистов, задаться вопросом: «Это конец?».
Но это был не конец. Однажды генеральный директор Intel Энди Гроув сказал:
- Кризис разрушает плохие компании.
- Хорошие компании выживают в кризис.
- Кризис рождает великие компании.
Чески был полон решимости сделать Airbnb именно такой: «Я сказал, что это будет нашим переломным моментом… Мы станем по-настоящему рациональной, элитной организацией, где не только я занимаюсь деталями, но мы все занимаемся деталями».
По словам Чески, такое отношение противоречит тому, чему учат в мире современного лидерства, но его с давних пор отстаивали такие люди, как Стив Джобс и Уолт Дисней, а в последнее время — Дженсен Хуанг и Илон Маск. «Это люди, которые вникают в детали, — сказал он, рассуждая о режиме основателя. — Многие слышат это и говорят: «Подождите, разве это не похоже на микроменеджмент?» Разница есть. Вы можете вникать в детали, не указывая людям, что им делать, а работая над проблемами вместе с ними».
Нанимая замечательных специалистов, не следует предоставлять им полную свободу: «Как вы узнаете, что они великие, если не будете вникать в детали? Речь идет об уверенности в том, что великое лидерство — это присутствие, а не отсутствие».
Стоит отметить, что через три года после пандемии, в 2023 году, Airbnb попала в рейтинг Fortune 500. Компания заняла 450-ю строчку с доходом в 8,4 миллиарда долларов, что на 40,2% больше, чем годом ранее, а в 2022 году она впервые в своей истории получила прибыль в 1,9 миллиарда долларов. В прошлый четверг компания отчиталась о прибыли за третий квартал, которая, по данным бизнес-издания CNBC, оказалась ниже прогнозов аналитиков, хотя выручка выросла на 10% по сравнению с 3,4 миллиарда долларов годом ранее. Компания сообщила, что скорректированная прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA) в третьем квартале составила 2 миллиарда долларов, что на 7% больше, чем годом ранее.
Чески, что неудивительно, готов первым петь дифирамбы Airbnb. «Из убыточной компания превратилась в одну из самых прибыльных во всей Кремниевой долине, — утверждает он. — Только за три года мы сделали более 500 улучшений в продукте, и, что самое важное, в ближайшие пару лет мы собираемся запустить новые продукты и услуги».
Генеральный директор решительно заявляет о правильности режима основателя, который, как он подчеркивает, не он придумал, когда говорит о предстоящих преобразованиях Airbnb. В следующем году, по словам Чески, платформа снова перевернет гостиничную и туристическую индустрию, хотя он и не раскрывает деталей. «Мы собираемся представить совершенно новый Airbnb, — заявляет Чески. — Это, безусловно, важнейший момент в истории компании». Среди последних изменений Airbnb — запуск сети со-хозяев. Она позволяет хозяевам квартир, у которых мало свободного времени, найти людей, которые будут выступать в роли управляющих недвижимостью и сохранять контроль над арендованным жильем. Эта инициатива возникла благодаря людям, которым нравилась сама идея сайта, но они отмечали, что это требует слишком много усилий. «Это более 10 000 хозяев недвижимости в 10 разных странах, — рассказывает Чески об инициативе. — Это одни из лучших хозяев на Airbnb; 73% из них — суперхозяева».
По словам Чески, его цель — в скором времени предоставить доступ к миллионам домов, хотя он считает, что это произойдет не раньше, чем через два года. «Я бы не хотел называть конкретные сроки. Это слишком непредсказуемо. Но да, миллионы новых домов». А пока он удваивает свое внимание к деталям.