Этот вопрос не дает покоя многим: как быть с близкими, которые постоянно дарят плохие подарки?
По данным опроса, проведенного компанией CivicScience, 28% респондентов вернули или обменяли подарок в прошлом году. По данным Statista, самый желанный рождественский подарок — это деньги, каким бы холодным и бездушным ни казался такой вариант. Что же на втором месте по популярности? Подарочные карты. Судя по всему, смысл в следующем: спасибо за внимание, но позвольте мне самому выбрать то, что я хочу.
За один лишь год, не говоря уже о всей жизни, может накопиться куча вещей, которыми вы никогда не будете пользоваться. Они просто занимают ценное пространство в доме. Как быть? Скрепя сердце, просто раздать? Постараться вернуть все ненужные вещи, как только получите их? А как быть с вещами, которые не вызывают радости, но имеют определенную сентиментальную ценность?
Обычный этикет советует держаться любезно даже при получении до смешного ужасных подарков. Но исследования в области социальной психологии дарения подарков показывают, что мы, возможно, слишком благосклонно относимся к плохим дарителям. Иногда плохой подарок выбирается специально. Это не просто недопонимание, а негативное, даже обидное сообщение. Чтобы решить эту наболевшую проблему, стоит проанализировать, что побуждает нас дарить подарки другим.
Как вежливо поступить с благонамеренными, но нежеланными подарками
По словам Дэниела Пост Сеннинга, эксперта по этикету из Института Эмили Пост, вопрос о том, что делать с подарками, которые вы не будете использовать, является популярным вопросом этикета в мире, где все больше потребительских товаров. «Как правило, подарки следует принимать в том же духе щедрости, в котором они были подарены, — советует Сеннинг. — Если вам не особо понравился сам подарок, ожидается, что вы поблагодарите за усилия или посыл, который был вложен в него».
Учитывая это, Сеннинг говорит, что не является смертным грехом с точки зрения этикета передарить что-то ненужное, если, например, у вас уже есть такое. Однако это не касается подарков ручной работы или персонализированных вещей. Сеннинг поясняет: «Помимо этого, нужно быть честным, этичным и откровенным и с дарителем, если он попросит, и с новым получателем. В конце концов, подарок должен дариться свободно, без каких-либо обязательств, и это включает в себя возможность выбора получателем того, что он решит сделать с даром».
Даже после того, как вопросы этикета будут решены, может оказаться непросто определить, какие подарки вы больше не будете хранить. «Обычно проще начать с предметов, которые имеют меньшую сентиментальную ценность», — советует Джульет Ландау-Поуп, тренер по продуктивности, автор статьи о том, как очистить дом от ненужных подарков. Крупные вещи, которые занимают много места, — вот главные кандидаты на вылет, независимо от того, будут ли они передарены или отданы на благотворительность.
Если в вашей жизни есть человек, который был бы благодарен за такой подарок, в идеале нужно сообщить ему, что вам подарили вещь, которую вы не можете использовать по какой-то причине, и хотели бы подарить. Одежда — распространенный, но часто неправильно подобранный подарок, ювелирные украшения и предметы домашнего обихода — все это можно отдать в благотворительные организации, наряду с новой мебелью и бытовой техникой.
«Я действительно верю: все приходит в нашу жизнь не просто так. Но это не значит, что вы должны хранить это вечно», — считает Ландау-Поуп. Возьмем, к примеру, поздравительные и праздничные открытки, которые могут копиться в ящике или занимать место на холодильнике. Ландау-Поуп придерживается правила хранить открытки ручной работы от своих детей, а остальные выставлять на определенное время, фотографировать их, а затем утилизировать.
Откуда берутся плохие подарки
В идеальном сценарии обмена подарками мы, вероятно, хотим порадовать людей, и ждем, что наши дары встретят с нескрываемым энтузиазмом. Так почему же так часто нам достаются неудачные подарки?
Возможно, дело в несовпадении ожиданий. Джулиан Гиви, профессор маркетинга из Университета Западной Вирджинии, объясняет: «Когда мы дарим, то действительно хотим сделать людей счастливыми в тот момент, когда они открывают подарок». Другими словами, мы отдаем предпочтение драматизму большого открытия, а не тому, будет ли подарок полезен и ценен спустя годы.
Есть и другие непреднамеренные причины, по которым можно сделать плохой подарок. Мы можем переоценить, насколько человек увлечен своим хобби, спортивной командой или чем-то еще, о чем он однажды упомянул вскользь. Легко ошибиться с выбором просто потому, что мы недостаточно знаем человека. Например, мы и за миллион лет не догадались бы, что у него в детстве были плохие ассоциации с получением свитеров ручной вязки.
К сожалению, исследования показывают, что существуют более коварные мотивы для дарения неудачных подарков, чем нам хотелось бы думать. Например, некоторые люди точно знают, чего хочет получатель — возможно, у них даже есть список, — но все равно покупают что-то другое, потому что представленные варианты скучны лично для них, считает Гиви. Есть еще одна эгоистичная мотивация, которую выявило его исследование. Люди сопротивляются выбору подарков (например, хорошей пары солнцезащитных очков), которые лучше, чем те, что есть у них самих, вероятно, чтобы не чувствовать зависти.
Дебора Кон, профессор маркетинга в Нью-Йоркском технологическом институте, выявила пять основных причин, по которым случаются неудачные подарки. Самые безобидное — ритуал и обязательства. «Вы собираетесь на вечеринку, вы должны кому-то что-то подарить, — объясняет Кон. — Но вы недостаточно знаете человека или просто не хотите тратить душевные силы на выяснение того, что он действительно хотел бы получить, поэтому берете что-то формальное».
Более агрессивный (но очень распространенный) тип плохих подарков — это когда подарок призван навязать получателю определенную личность. Мы все слышали истории о родителях, которые дарят дочерям только куклы и платья, а сыновьям — лего и видеоигры. Дело не в том, что дарители не понимают, каковы реальные предпочтения детей, а в том, что они хотят навязать получателю собственные желания. «Со мной такое как-то случилось, — говорит Кон. — Кто-то подарил мне книгу о религии, которую я не исповедую».
Другие типичные примеры неудачных подарков проистекают из чистого эгоцентризма: например, вы выбираете для супруга наушники, которыми собираетесь пользоваться, или хотите похвастаться тем, что преподнесли самый шикарный (читай: самый дорогой) подарок. Подобное поведение не является ошибкой, и оно отнюдь не невинно, утверждает Кон. «Это эгоизм, — считает она. — Люди видят это насквозь». Сейчас Кон работает над дальнейшими исследованиями, чтобы выяснить, есть ли связь между привычкой дарить плохие подарки и нарциссизмом.
Как лучше выбирать подарки
Индивидуальные вкусы в подарках могут сильно различаться, но есть некоторые общие черты того, что люди обычно ценят. По словам Гиви, сентиментальные подарки — например, что-то сделанное вручную или связанное с воспоминаниями, которые вы оба разделяете, — часто недооцениваются дарителями. Еще одним результатом исследования Гиви стало то, что люди, как правило, ценят подарки, которые дарятся «просто так», в отличие от подарков, которые мы получаем на день рождения или по особому поводу. Тот факт, что подарок преподносится не по каким-то социальным обязательствам, может подчеркнуть, что за ним действительно стоят чувства.
Быть хорошим дарителем — значит представлять себя на месте другого. Это требует сознательных усилий. Вам действительно нужно спросить себя, чего бы хотел этот конкретный человек, а не то, чего хотели бы вы или какой-то другой абстрактный человек в той же ситуации. Вероятно, влияет и то, что в обществе до сих пор существует некая неловкость, связанная с тем, чтобы прямо сказать, что вы хотите получить в подарок, а что вам было бы неприятно получить. Может быть, для кого-то ведение регулярно обновляемого реестра подарков — это некрасиво, но если вы беспокоитесь о том, что куча неиспользованных подарков будет пылиться в шкафу, то лучше отказаться от сюрпризов. (По мнению Сеннинга, совершенно нормально, если дарители просят подсказать, какие подарки кому-то нравятся).
Кон вспоминает неудачный подарок, который она получила в детстве: отец разыграл ее, положив в подарочную коробку еще одну поменьше и так далее, а последняя была пуста. Это побудило ее заняться изучением того, что означают подарки и как люди общаются с их помощью. Она рассказала матери о том, какие чувства вызвал у нее этот розыгрыш; когда Кон закончила работу над диссертацией, мать подарила ей еще один набор коробок одна-в-другой, на этот раз полные шоколадных конфет. «Я думаю, это был лучший подарок в моей жизни, потому что она хотела утешить мою боль. Именно это и было смыслом ее подарка».