Эхо выбора: можно ли прервать череду неверных решений
Писатель Дэвид Кейн рассказывает, как накапливаются плохие и хорошие решения, и как разбить этот снежный ком
Образ жизни СаморазвитиеКонечно, это не новое гениальное изобретение, но я заметил вот что: небольшие «хорошие» решения утром делают целый день лучше. Если я просыпаюсь и не провожу время сидя в телефоне и бездельничая, то успеваю сделать больше и работаю лучше. Я питаюсь полезной едой, меньше тревожусь и застреваю в мыслях, чувствую себя более бодрым после обеда и так далее.
Не всегда можно проследить точные причинно-следственные связи. Возможно, нейроны прокрастинации не успевают выполнить обычную утреннюю тренировку, и я реже тянусь к телефону в течение дня. А значит, я успеваю сделать больше и лучше себя чувствую, будущее кажется светлым и подвластным мне, и мотивация не иссякает как по будильнику, в два часа дня.
Можно перечислять бесчисленное множество переменных, но очевидна закономерность: хорошее порождает еще больше хорошего. Кажется, что это общий принцип, который касается всех.
Разумеется, это работает и в обратную сторону. Плохой выбор влечет за собой еще один. В минуту слабости вы заказываете чизкейк с доставкой в 21:40. Вы плохо спите, просыпаетесь рассеянным и хотите только сидеть в телефоне. Приступив к работе поздно, вы раздражаетесь при первой же неудаче, нарушаете планы на вторую половину дня и чувствуете себя виноватым, что, возможно, приводит к вечернему унынию и еще одному незапланированному десерту.
Иными словами, все, что мы делаем, отдается эхом. Наш выбор влияет на настроение, отношение и самочувствие, которые, в свою очередь, снова влияют на выбор.
Этот внутренний закольцованный механизм позволяет формироваться «снежному кому» поведения. Неудачные решения влекут за собой еще больше таких же, по мере того как мы катимся вниз по склону. Полуночный торт приводит к злобному утру, злоупотреблению кофе, раздражительности, к стрессу на рабочем месте, к еще большей порции десерта на ночь. Многочисленные случайные столкновения запускают новые снежные комы на всем пути.
Есть и хорошие снежные шары. Если в течение недели наполнять половину тарелки овощами, это приведет к увеличению энергии, что приведет к более внимательному общению, что повлечет за собой улучшение работы, за чем последует больше уверенности в себе, что в свою очередь приведет к выполнению полезных упражнений, и — к новому уровню свободы и уверенности в себе.
Поскольку эти два типа снежного кома во многом противодействуют друг другу, в каждый момент времени доминирует либо хороший, либо плохой тип. Так, например, интенсивная практика медитации не сможет ужиться с развратным количеством экранного времени, и наоборот. В вашей жизни могут возникать как спады, так и победные серии, а также противоположные модели снежного кома. Иногда даже требуется некоторое время, чтобы осознать, в какую сторону все катится.
Возможно, у некоторых людей (нормальных людей?) есть другой механизм, который не позволяет ни одному из типов стать слишком мощным. Возможно, когда такие люди начинают чувствовать себя слишком плохо, это чувство склоняет их к более здоровому поведению, а не к усилению плохого.
Мне трудно представить себе такое. В любой момент времени я нахожусь в одной из вариаций этих двух течений. Разница очень заметна. Это либо каскад на светлой стороне, с его разумным выбором диеты, нормальным временем отхода ко сну и общей продуктивностью, либо течение темной стороны самосаботажа, с вопиющими проволочками, чрезмерным временем у экрана и перееданием.
Темная сторона легко входит у меня в привычку. Гравитация на этой стороне гораздо сильнее. Когда я начинаю «снежный ком», я позже ложусь спать, ем худшую пищу и чаще пью алкоголь. Прокрастинация становится патологической. Медитация становится менее насыщенной, и я пропускаю ее или делаю наполовину. Я становлюсь менее сосредоточенным, менее организованным и значительно менее продуктивным. Мне нужны дополнительные стимулы, я прилипаю к экранам, становлюсь неорганизованным, медленно начинаю и заканчиваю что-либо. Я чувствую себя плохо и ищу спасения в тех вещах, которые только усиливают темную сторону. Это может длиться неделями или месяцами.
Как обычно, я понятия не имею, насколько мой опыт созвучен вашему, читатель. Я знаю, что во многом являюсь исключением. Но если этот феномен снежного кома кажется вам знакомым, я выделил два общих подхода к тому, как вернуться на светлую сторону. Один из них более очевиден, чем другой, но я считаю его менее эффективным.
Два подхода к переменам
Когда снежный ком становится слишком большим и отвратительным, естественным побуждением будет разрушить его раз и навсегда. К чему медленные и постепенные улучшения, когда надо полностью менять режим? Все глупости прекратятся с утра понедельника, заявляете вы. Блокировщики приложений на все мои дурацкие приложения! Мой будильник будет звонить ровно в 6:00, причем далеко от кровати! Одно вареное яйцо на завтрак! Не больше двух чашек кофе, затем только травяной чай!
Это может сработать. Прошлое саморазрушение порождает будущее саморазрушение, и если вы сможете нарушить хотя бы часть плохой динамики и следовать хорошей, то многие плохие решения исчезнут сами собой. После двух недель ночного обжорства даже однодневный перерыв подарит крепкий сон, который может настроить вас на лучшее утро за последнее время.
Обычно, чтобы перемены не заставили себя ждать, мы делаем так во всех сферах жизни одновременно: фитнес, диета, отношения, хобби, рабочий процесс. Новые активные привычки распространяются по внутреннему миру, навсегда меняя существующий порядок. Отныне и навеки в жизни будет только один вид «снежного кома» из хороших и правильных вещей, что является вашим правом по рождению и истинной природе.
Помимо глупого идеализма, главная проблема в насильственной смене привычек — это нестабильность. Весь старый уклад должен сломаться одновременно, поэтому все и рушится. Внезапно в каждом ведомстве появляется кто-то новый, и он не знает, что делает. Ничто из того, что должно произойти, не имеет никакой основы или традиции. Вы пытаетесь создать новое, функционирующее (внутреннее) государство, не имея ничего, кроме утопических лозунгов и мудреного пятилетнего плана. В многочисленные щели проскальзывают оппортунисты и начинают служить собственным интересам. Вскоре транспортная комиссия контролируется железнодорожными магнатами, армия превращается в религиозный культ, а вы едите шоколадные батончики на завтрак, потому что внезапно закончились яйца. И вот вы планируете очередную революцию.
Более эффективный метод, на мой взгляд, заключается в том, чтобы избежать смены режима и вместо этого сосредоточиться на контроле над определенными жизненно важными институтами. Вы определяете один или два ключевых элемента «плохого снежного кома» и устанавливаете для них новые, бескомпромиссные стандарты. Например, программа полуночных чизкейков, несмотря на ее популярность, — идеальный кандидат для резкого прекращения финансирования. То же самое касается ставшего привычным коктейля после работы, который, как утверждают исследования, коррелирует с незапланированными полночными ужинами.
Только эти две меры могут вызвать множество положительных последствий, если применять их постоянно. Вы также можете выбрать один или два элемента «хорошего снежного кома» и взять на себя обязательство воплотить их в жизнь. Возобновление прежней политики прогулок в обеденный перерыв, если она работала у вас раньше, может послужить мощной основой для хороших дней. Ведь так послеобеденное время становится лучше, что приводит к хорошему вечеру, который улучшает качество сна и так далее. Трудно улучшить что-то из этого, не видя изменений в других областях. Эффект снежного кома может быть отличным союзником, если уважать его силу.
Такой подход также поможет вам избежать, пожалуй, самого большого недостатка кардинальной смены режима по всем фронтам. Помимо идеализма и нестабильности, существует тенденция ждать подходящего момента для перемен. Для того чтобы все прошло правильно, должно произойти так много событий, что вы не можете сделать это прямо сейчас. Вы начнете революцию в понедельник или после того, как закончится текущий проект. Новый год — вот самое подходящее время. Когда вы знаете, что перелом будет болезненным, есть уйма причин откладывать момент. А утешение за ожидание — еще один кусок чизкейка.