О чем вы не осмелились бы заявить публично? Может, вы принадлежите к религиозной общине, но втайне не верите в священные догматы. Или вы любите своих друзей по общине, но считаете, что их взгляды основаны на благочестивой глупости. Может быть, вы сомневаетесь еще в чем-то. Например, в том, что изменение климата — это большая проблема.
Я социолог и люблю спрашивать людей об их наиболее неоднозначных взглядах. Меня искренне удивляют чужие мнения, в том числе те, которые расходятся с моим. И мне действительно интересно узнать, что люди держат при себе. За годы работы я обнаружил, что почти у каждого человека есть убеждения, которыми, как он считает, лучше не делиться. Иногда это способ выжить в условиях авторитарной (где нельзя говорить о том, во что веришь) или тоталитарной (где нужно говорить то, во что не веришь) системы. Такие системы могут быть де-юре, как в случае с тираническими политическими режимами, или де-факто, как в студенческих городках, где несогласие с принятой в колледже политической позицией влечет за собой серьезное порицание.
Даже в действительно свободных системах, которые хотя бы номинально допускают полное и откровенное выражение мнений, вы все равно вряд ли захотите разглашать некоторые тайные убеждения из страха подвергнуться остракизму со стороны тех, кто вам дорог. Для нормальных людей такое изгнание мучительно больно. Этот страх не означает, что вы слабак или притворщик. Осторожность объясняется вескими эволюционными причинами. Но если вы чувствуете потребность признаться, сказать, что вы на самом деле думаете, не нужно поддаваться страху. Понимание того, как работает остракизм и как справиться с ним, позволит вам обрести свободу.
Для наших предков конформизм был вопросом выживания. Когда люди держались друг за друга в борьбе со стихией, хищниками и враждующими племенами, пойти против группы означало риск быть изгнанным и умереть в одиночестве в пустыне. Конечно, мы прошли долгий путь с тех первобытных времен, и вы прекрасно понимаете, что вас не растерзают дикие звери, не забьют дубинками представители другого клана и не заморозят насмерть за открытое несогласие с утверждениями равенства или отказ ходить в церковь. Но лимбический мозг еще не осознал эту реальность. Он все еще боится социального отвержения. У нас есть передняя поясная кора, которая предназначена для того, чтобы распознавать отвержение и заставить нас испытывать страдания из-за него.
Остракизм ставит под угрозу как минимум четыре психологические потребности: принадлежность, самоуважение, контроль и смысл. Если нас отвергают друзья или семья, мы теряем чувство принадлежности к определенной группе и смысл, который это привносит в нашу жизнь. Мы чувствуем себя подавленными из-за неодобрения и теряем контроль над своей социальной ситуацией. Например, я разговаривал с учеными, которые выступали против ортодоксальных взглядов, принятых в недавнем прошлом в академии. Они рассказывали мне, как подвергались нападкам со стороны оппонентов, как их изолировали и не защищали их институты, как их сторонились уважаемые коллеги.
Разногласия между учеными — это нормально: слова — это не палки и камни, не так ли? Однако подумайте вот о чем: эти ученые говорили, что они пострадали. Кто-то впал в депрессию, в некоторых случаях впервые в жизни, и даже подумывал о самоубийстве.
Конечно, некоторым людям действительно плевать на остракизм. Но прежде чем завидовать им, обратите внимание, что, по мнению психологов, такой мнимый иммунитет на самом деле может свидетельствовать о патологии, называемой антисоциальным расстройством личности. Неврологи нашли доказательства того, что у людей с этим расстройством снижена активность в определенных участках мозга, в том числе в нашей знакомой: передней поясной коре. Вы бы стали завидовать человеку с поврежденными нервными окончаниями, который ничего не чувствует, когда прикасается к горячей плите?
Все это не означает, что вы обречены на жизнь в условиях молчаливого морального компромисса или ужасающей изоляции. Некоторые люди без нарушения лимбической системы способны отстаивать убеждения даже перед лицом общественного порицания. Они обладают особой добродетелью, моральным мужеством.
Моральное мужество, которое заключается в том, чтобы действовать в соответствии со своими убеждениями, несмотря на естественный страх порицания или наказания, не так-то просто обрести. «Интересно, — писал Марк Твен, — что физическое мужество столь распространено в мире, а моральное — столь редко». К счастью, моральное мужество — это не только добродетель, но и навык, который можно развить. Вот четыре шага, которые помогут вам в этом.
1. Сформулируйте угрозу реально
Со страхом остракизма трудно справиться, потому что это одна из форм тревоги — сосредоточенность на неопределенном, но, вероятно, негативном событии. Исследования показывают, что наши переживания имеют тенденцию быть смутными. Мозг склонен не обрабатывать наиболее вероятные реальные результаты: так, мы в основном представляем себе остракизм как нечто очень плохое, чего следует избегать. Но когда мы конкретизируем страхи, то можем подготовиться и разработать средства защиты. Чтобы помочь себе в этом, постарайтесь как можно точнее ответить на следующие вопросы:
- В чем я убежден, но не говорю об этом, потому что боюсь?
- Почему именно я придерживаюсь этого противоречивого убеждения?
- Что хорошее может произойти, если я выскажусь?
- Реально, что произойдет, если я это сделаю?
2. Не горячитесь
Чаще всего люди попадают в беду из-за своего мнения, потому что держат его в себе, а потом в неподходящий момент взрываются и высказывают все. Например, если вам не нравится, как невестка обращается с вашим братом, но вы держали это в себе, то за столом на День благодарения вы можете накричать на нее совершенно незапланированно. Ответив на эти вопросы, вы узнаете, как лучше выбрать время и способ поделиться своим мнением:
- Когда лучше всего поделиться этой информацией с минимальным наплывом эмоций?
- Какое место для этого наиболее благоприятно?
- Стоит ли предупредить кого-то, чтобы заручиться поддержкой и снизить сопротивление?
- Какую форму отпора я могу предвидеть и тем самым исключить? (Например, можно подумать о закрытии аккаунтов в социальных сетях, если они могут послужить средством преследования в интернете).
3. Практикуйте чаще
Необыкновенная особенность человеческого интеллекта — способность отрабатывать будущие сценарии, с которыми мы никогда не сталкивались, чтобы исключить ошибки, которые мы никогда не совершали. В начале профессорской карьеры я «читал» лекции по экономике дважды, прежде чем оказаться перед аудиторией. Я представлял, как студенты будут путаться в сложных теоретических вопросах, и находил разные способы объяснить их. Точно так же вы можете потренироваться в разных вариантах изложения своих суровых истин, понаблюдать за реакцией собеседников и внести коррективы. Когда вы публично признаетесь в противоречивых убеждениях, пусть это будет десятый раз, когда вы слышите, что произносите эти слова.
4. Говорите мягко и с любовью.
Когда вы будете практиковать говорить правду разными способами, подумайте о совете, который дала Эмили Дикинсон: говорите правду, но говорите мягко. Другими словами, найдите способ раскрыть свою точку зрения тонко: постепенно или исподволь. «Истина должна открываться постепенно, — советует она, — иначе человек будет ослеплен». Быть может, для этого нужно встать на защиту того, кто придерживается спорных взглядов, не заявляя о них как о своих собственных, или намекнуть, что вопрос можно рассматривать не только с одной стороны. Возможно, стоит высказывать свою точку зрения в течение определенного времени, а не резко и сразу — как если бы вы размачивали и аккуратно отделяли пластырь, а не срывали его сразу. Прежде всего, помните наставление святого Павла к ефесянам: говорить «истину в любви», а не с ненавистью.
Возможно, прочитав все это, вы задумаетесь, стоит ли говорить то, что действительно думаешь. Это то, что вы должны решить для себя самостоятельно. Моральное мужество не бывает без риска, и путь наименьшего сопротивления может заключаться в том, чтобы просто скрыть свои взгляды или изменить их, чтобы согласиться с мнением большинства.
Но порой за конформизм приходится платить. Вспомните знаменитый совет Полония Лаэрту в шекспировском «Гамлете»:
«Но главное: будь верен сам себе;
Тогда, как вслед за днём бывает ночь,
Ты не изменишь и другим». (перевод М.Л. Лозинского)
В этих словах описывается покой, который можно обрести только благодаря личной честности, мир, требующий честности с собой и другими. Это не самый легкий путь. Но в этом-то и смысл.