Пол Грэм: когда нужно делать то, что любишь?
Легендарный инвестор рассуждает о том, как совместить деньги и интерес, и всем ли нужно это делать
СаморазвитиеЛюди спорят о том, стоит ли «следовать за своей страстью». По правде говоря, на этот вопрос невозможно ответить однозначно «да» или «нет». Иногда — стоит, а порой — нет, однако найти нужную грань довольно сложно. Единственный способ дать правильный ответ — это исследовать вопрос.
Когда этот вопрос обсуждается, всегда возникает слово «вместо». При прочих равных условиях почему бы вам не работать над тем, что интересует вас больше всего? То есть даже постановка вопроса подразумевает, что все остальные вещи отнюдь не равны. Вам приходится выбирать, между работой над тем, что вас больше всего интересует, и чем-то другим, например тем, что лучше всего оплачивается.
И в самом деле, если главная цель — заработать деньги, то вы обычно не можете позволить себе работать над тем, что интересует вас больше всего. Люди платят деньги, чтобы вы делали то, что нужно им, а не то, что нужно вам. Но есть очевидное исключение: когда вы желаете одного и того же. Например, если вы любите футбол и достаточно хороши в игре, то вам могут хорошо платить за это.
Конечно, в таком деле, как футбол, шансы не в вашу пользу, потому что многие другие люди тоже любят в него играть. Но это не значит, что не нужно и пытаться. Все зависит от того, какими способностями вы обладаете и насколько усердно готовы трудиться.
Шансы выше, если у вас необычные вкусы: вам нравится то, за что хорошо платят и что нравится делать немногим. Например, очевидно, что Биллу Гейтсу действительно нравится управлять компанией по производству программного обеспечения. Он не просто полюбил программирование, как многие другие люди. Он полюбил писать программы для клиентов. Это очень странный вкус, но если он у вас есть, вы можете много заработать, потакая ему.
Есть даже такие люди, которые испытывают неподдельный интеллектуальный интерес к зарабатыванию денег. Он отличается от простой алчности. Они просто замечают, когда что-то неправильно оценивается, и не могут пройти мимо. Для них это своеобразная головоломка.
На самом деле есть один самый главный аргумент, настолько ошеломительный, что бьет любые доводы против. Оказывается, если вы хотите заработать действительно огромную сумму денег, сотни миллионов или даже миллиарды долларов, очень полезно работать над тем, что интересует вас больше всего. Причина не в дополнительной мотивации, которую вы получаете, а в том, что способ заработать действительно большие деньги — это создать стартап. А работа над тем, что вас интересует, — отличный способ найти идею для стартапа.
Многие, если не большинство, крупнейших стартапов начинались как проекты, которые основатели делали просто ради забавы. Apple и Google начинались именно так. Почему эта модель так распространена? Потому что лучшие идеи, как правило, настолько необычны, что вы не заметили бы их, если бы сознательно искали способы заработать деньги. Если же вы молоды и хорошо разбираетесь в технологиях, то ваши подсознательные инстинкты относительно того, над чем было бы интересно поработать, очень хорошо согласуются с тем, что нужно создать.
Таким образом, существует нечто вроде медианы для зарабатывания денег. Если вам не нужно много зарабатывать, вы можете работать над тем, что вас больше всего интересует. Если вы хотите стать довольно богатым, вы обычно не можете себе этого позволить. Но если вы хотите стать чрезвычайно богатым, и при этом вы молоды и хорошо разбираетесь в технологиях, то работа над тем, что вас больше всего интересует, вновь становится хорошей идеей.
Но что делать, если вы не уверены, чего хотите больше всего? Что делать, если вам хочется заработать больше денег, и некоторые виды работы привлекают вас больше, чем другие, но ни одно из этих влечений не преобладает? Как развязать этот узел?
Главное здесь — понять, что такие привязки мнимы. Когда вам трудно выбрать между следованием своим интересам и заработком денег, это происходит не потому, что вы полностью знаете себя и виды работы, между которыми выбираете, и варианты идеально сбалансированы. Когда вы не можете решить, какой путь выбрать, это почти всегда связано с незнанием. На самом деле вы обычно страдаете от трех видов невежества одновременно: вы не знаете, что делает вас счастливым, каковы на самом деле различные виды работы и насколько хорошо вы могли бы их выполнять.
В каком-то смысле это неведение можно оправдать. Зачастую такие вещи трудно предугадать, и никто даже не говорит вам, что это необходимо. Если вы амбициозны, вам говорят, что вы должны пойти в колледж. Это хороший совет. Однако на этом все обычно и заканчивается. Никто не расскажет вам, как понять, над чем работать, и насколько это может быть сложно.
Что нужно делать в условиях неопределенности? Добиться большей определенности. И, вероятно, лучший способ сделать это — попробовать сделать то, что вам интересно. Так вы получите больше информации о том, насколько сильно вы заинтересованы, насколько хорошо вы в этом разбираетесь и насколько велики возможности для ваших амбиций.
Не ждите. Не ждите окончания колледжа, чтобы понять, над чем работать. Даже не ждите стажировок во время учебы. Вам не обязательно нужна определенная должность, чтобы работать над чем-то. Зачастую вы можете просто начать делать это в той или иной форме самостоятельно. А поскольку выяснить, над чем работать, — это проблема, на решение которой могут уйти годы, чем раньше вы начнете, тем лучше.
Один из полезных приемов для оценки различных видов работы — посмотреть, кто будут ваши коллеги. Вы станете похожи на тех, с кем работаете. Хотите ли вы стать похожим на этих людей?
Действительно, разница в особенностях разных видов работы усиливается тем, что все остальные принимают те же решения, что и вы. Если вы выбираете работу в основном из-за того, что она хорошо оплачивается, вас будут окружать другие люди, выбравшие ее по той же причине. Это сделает ее еще более тоскливой, чем кажется со стороны. Если же вы выбираете работу, которая вам искренне интересна, то вас будут окружать в основном люди, которым она также интересна, и это сделает ее еще более вдохновляющей.
Еще одна вещь, которую стоит делать в условиях неопределенности, — это выбор, защищенный от неопределенности. Чем меньше вы уверены в том, что делать, тем важнее выбирать варианты, которые дадут вам больше возможностей в будущем. Я называю это «держаться подветренной стороны». Например, если вы сомневаетесь, что выбрать: математику или экономику, то выбирайте математику. Математика идет с подветренной стороны от экономики в том смысле, что впоследствии вам будет легче переключиться с математики на экономику, чем с наоборот.
Однако есть один случай, когда легко сказать, что стоит работать над тем, что интересует вас больше всего: если вы хотите сделать что-то великое. Это не единственное условие, но необходимое.
В советах о том, стоит ли «следовать за своей страстью», очень много предвзятости, и вот по какой причине. Большинство таких советов исходит от людей, добившихся феноменального успеха. И если вы спросите кого-то, кто добился ошеломительного успеха, как сделать то, что он сделал, большинство ответит, что нужно работать над тем, что вас больше всего интересует. И это на самом деле так.
Но это не значит, что такой совет подходит всем. Не все могут или хотят сделать что-то великое. Но если вы хотите, то сложный вопрос о том, стоит ли работать над тем, что интересует вас больше всего, становится простым. Ответ — да. В основе великой работы лежит некое честолюбивое любопытство, а его невозможно создать искусственно.