Вы когда-нибудь задумывались, почему творческие личности замечают то, что никто не видит? Будь то изобретатель, который находит инновационное решение, или художник, по-новому интерпретирующий пейзаж, многие творческие люди обладают особой способностью находить суть даже в обыденном. Исследования показывают, что это не просто совпадение: различия в том, как мозг человека расставляет приоритеты в информации, на самом деле способствуют развитию творческого мышления.
Попробуем разобраться, как мозг расставляет приоритеты в повседневной жизни. Каждый раз, когда вы открываете глаза, на вас обрушивается поток визуальной информации, гораздо больше, чем мозг может обработать за один раз. Но вы не перегружены, благодаря сложным механизмам внимания, которые отсеивают ненужное. Эти механизмы обычно расставляют приоритеты в зависимости от того, насколько важной, ценной, удивительной или актуальной кажется информация. Например, вы можете любоваться спелыми гранатами на дереве (ценный ресурс). Но если по ветке вдруг проползет змея, то внимание переключится на нее, потому что ее присутствие гораздо важнее. Эволюция отладила этот процесс так, чтобы мы быстро и правильно реагировали на самую важную информацию. В один момент это может быть ценный ресурс (например, гранаты), а в другой — опасность (змея). В результате люди склонны замечать схожие вещи. Но есть и любопытные различия в том, что привлекает внимание каждого человека. В этом и заключается суть моего исследования.
Моя работа посвящена изучению того, как творческие личности расставляют приоритеты в информации. В одном из исследований мы с коллегами использовали классическую задачу, чтобы посмотреть, как мозг реагирует на другой тип информации с высоким приоритетом, неожиданную информацию. Участники слушали в основном повторяющиеся звуковые сигналы с редкими или «странными» тонами, а их мозговая активность регистрировалась с помощью электроэнцефалограммы. Обычно мозг людей реагирует на редкий стимул четко выраженным всплеском нейронной активности, известным как P300, что свидетельствует об удивлении. Но у творческих личностей этот «всплеск» менее выражен.
Другими словами, необычная информация не всегда распознается людьми с творческим потенциалом. Это может оказаться большим преимуществом для творческого мышления, поскольку стирает грань между типичным и необычным, позволяя рассматривать оригинальные идеи. Это также гарантия того, что все внимание не будет направлено на очевидные части проблемы.
Идея о том, что творчество и внимание связаны, не нова. Исследования уже давно показали связь между творчеством и различными типами внимания, включая связь с СДВГ, широким или несфокусированным вниманием и так называемым «рассеянным» вниманием, то есть менее эффективным фильтром внимания, через который нерелевантная информация может «просочиться» в фокус. Исследования показывают, что эти различия во внимании могут быть связаны с тем, как мозг определяет приоритеты сенсорных данных. Этот процесс управляется дофамином и называется «атрибуцией значимости стимула».
Атрибуция значимости стимула — это процесс, в ходе которого необработанным сенсорным данным бессознательно присваивается значимость и они считаются достойными внимания. В результате определенная информация выделяется на фоне остальной. Процесс тесно связан с вниманием, но также играет важную роль в формировании мыслей и действий в ответ на значимую информацию. Этот мотивационный аспект является ключевым для понимания того, как процессы восприятия влияют на творческое мышление.
Несколько теорий внимания, например, идея о том, что у таких людей «дырявый фильтр» внимания, помогают объяснить, почему творческие личности замечают новую информацию. Однако эти теории не дают ответа, почему новая информация служит сильным мотиватором. Творческих людей, кажется, непреодолимо тянет к нестандартной информации. С коллегой Джонатаном Школером мы предполагаем, что это влечение обусловлено мотивационными свойствами атрибуции значимости стимула. Когда нестандартная информация выделяется, она действует как магнит, заставляя людей изучать ее. Такое изучение повышает шансы на то, что новая информация станет частью творческого процесса и поспособствует возникновению инновационных идей.
Эта система предлагает новый способ понимания как творческих черт характера, так и творческих состояний. Под творческими чертами я подразумеваю устойчивые различия в потенциале, которые мы наблюдаем при сравнении людей. Исследования показывают, система осознания важности в мозге (то, как человек обрабатывает важную информацию) значительно отличается у разных людей. Например, люди с расстройствами психики или аутизмом часто демонстрируют уникальные модели обработки информации. Именно поэтому их так влечет к нестандартным деталям. Так, люди с аутизмом склонны обращать меньше внимания на лица и социальные сигналы, например, на то, куда кто-то смотрит. При этом они обращают внимание на механические объекты или объекты, связанные с их специфическими интересами. Мы предполагаем, что изменения в системе внимания могут предрасполагать некоторых людей к тому, чтобы замечать и затем рассматривать нетрадиционные детали, что способствует развитию естественной склонности к оригинальному, творческому мышлению.
Теперь давайте разберемся в творческих состояниях, спонтанных всплесках творчества. Даже самые яркие личности не всегда находятся в состоянии творчества, и не в каждой ситуации они проявляют свой потенциал. В моменты творческого озарения неожиданно могут выделиться менее очевидные аспекты задачи. Это приводит к захватывающему моменту «эврика!», когда возникают новые идеи. С другой стороны, банальные идеи часто возникают, когда кто-то не может видеть дальше очевидного, зацикливаясь на привычных шаблонах. Именно здесь вступают в игру распространенные барьеры на пути к творчеству, включая функциональную ограниченность — когнитивное предубеждение, которое не позволяет людям видеть альтернативные варианты использования предметов или решения проблем.
Мы предполагаем, что система значимости стимула играет решающую роль в творчестве. Когда внимание захватывает аспект проблемы или ситуации, который обычно не выделяется или не имеет отношения к делу, система атрибуции значимости отмечает нетипичную информацию для дальнейшей обработки, прокладывая путь к творческому озарению. С другой стороны, творческие блоки, такие как функциональная ограниченность, могут возникать при «типичном» функционировании системы внимания, когда система отмечает только самые заметные, очевидные черты проблемы для рассмотрения.
Вспомним знаменитое открытие гравитации Исааком Ньютоном. Согласно легенде, Ньютон увидел, как яблоко падает с дерева. Большинство людей могло бы счесть это тривиальным. Однако в данном случае падение яблока показалось ему значимым, что побудило его задуматься об этом более глубоко. Размышления о потенциальной важности этого, казалось бы, неважного явления привели к открытию: та же сила, что заставляет яблоко падать, влияет и на небесные тела, например, на Луну.
В таком случае мозг творческого человека отмечает необычную или «неважную» информацию как значимую, побуждая его изучить ее дальше. Это позволяет ему рассмотреть отдаленные идеи и ассоциации, которые другие не замечают, что повышает вероятность творческого озарения. Обратите внимание, что информация, которая попадает в поле зрения, не обязательно должна быть напрямую связана с проблемой. Ценность заключается в потенциальных связях, которые она может вызвать, что приводит к инновационным и неожиданным результатам. Аналогичный процесс, вероятно, происходит и в творчестве, например, когда художник, музыкант или режиссер видит в незначительных деталях особый смысл. Например, художник может быть очарован тенью и найти ее более интересной, чем сам объект. Это может вдохновить его на создание серии работ, исследующих скрытую красоту теней.
Если рассматривать нетипичное функционирование восприятия как состояние, то можно предположить, что его можно «включить», чтобы добиться творческого мышления. Хотя прямые доказательства отсутствуют, есть несколько примеров, которые намекают на такую возможность.
Один из них — люди с болезнью Паркинсона. Было установлено, что у пациентов, получающих дофаминергическую терапию для лечения этого заболевания, наблюдаются характерные симптомы атипичной обработки информации. Иногда пациенты отмечают, что воспринимают мир как наполненный необычной значимостью, где даже тривиальная или неважная информация кажется несет скрытый смысл. Отдельное направление исследований показывает, что пациенты с болезнью Паркинсона, прошедшие лечение, могут испытывать внезапное творческое развитие или тягу к творчеству. Открытым остается вопрос, мотивирует ли нетипичная атрибуция значимости стимула у таких пациентов это стремление.
Определенные виды искусства также могут влиять на то, как мозг выявляет значимость. Например, некоторые виды изобразительного искусства, абстрактные или сюрреалистические произведения, нарушают привычное восприятие зрителя, создавая парадоксы и визуальные конфликты, которые не встречаются в природе. Можно предположить, что нетрадиционная природа абстрактного искусства побуждает мозг входить в иное состояние, ослабляя стандартное восприятие, чтобы приспособиться к необычным сенсорным данным. В подтверждение этой идеи наша лаборатория обнаружила, что просмотр произведений искусства приводит к определенным результатам, которые связаны с нетипичным восприятием стимулов, включая творчество. Теперь мы намерены изучить, отвечает ли нетипичная атрибуция значимости за влияние искусства на эти результаты.
Это подводит нас к важному моменту: понятие творчества широко и многогранно. Под понятием «творчество» исследователи выделили два разных стиля работы внимания. Один из них, описанный ранее, — это «рассеянное» внимание, которое связано с творческими достижениями в реальной жизни. Но есть и другой тип творческого внимания, для которого характерны высокий контроль и сосредоточенность. Люди с таким типом восприятия отлично умеют блокировать отвлекающие факторы, и могут переключать внимание в зависимости от того, что необходимо для выполнения поставленной задачи. Именно этот тип внимания помогает успешно выполнять творческие задания в лабораторных условиях, особенно если время ограничено и требуется быстро выдать большое количество идей.
Нетипичная система атрибуции значимости стимула наиболее часто согласуется с «рассеянным» типом внимания и поэтому с наибольшей вероятностью объясняет творческие результаты в художественных областях, а также связана с творческими достижениями в реальной жизни. Различая эти типы внимания, мы сможем лучше понять способы проявления творческих способностей и адаптировать подходы к изучению и развитию творчества в различных контекстах.
Если обобщить, то наше исследование предлагает новый взгляд на то, что традиционно считается «здоровым» функционированием нейронов. Конечно, часто полезно сосредоточиться на наиболее значимой информации, но иногда это может ограничивать творческий потенциал. Напротив, то, что может показаться нерелевантной информацией, на самом деле может привести к неожиданным открытиям. С этой точки зрения, уникальность творческих личностей заключается в способности воспринимать информацию и расставлять приоритеты особым образом, принимая нестандартные и неожиданные решения.