Переехав в Сан-Франциско, трудно не поддаться ИИ-мании. Вездесущая реклама рассказывает, как эта технология полностью изменит ваше рабочее место. В барах люди строят предположения о сроках, когда мир «получит общий ИИ» и машины станут более продвинутыми, чем мы. Все пять BigTech-компаний, имеющие здесь или поблизости штаб-квартиры, инвестируют в ИИ огромные суммы. В этом году их бюджет капитальных затрат – в основном на связанное с ИИ оборудование, а также на исследования и разработки – составил около 400 млрд долларов.
В технологической столице мира принято считать, что ИИ трансформирует глобальную экономику. Но для этого необходимо, чтобы компании из разных стран покупали технологию и, адаптировав ее под свои нужды, повышали собственную производительность. За последний год инвесторы увеличили стоимость пяти BigTech-компаний более чем на 2 трлн долларов, что, по нашим приблизительным оценкам, может привести к дополнительным 300–400 млрд долларов годовой выручки, а это примерно объем продаж компании Apple. Однако пока технологические титаны далеки от таких результатов. Даже оптимистично настроенные аналитики считают, что на продажах, связанных с генеративным ИИ, например, Microsoft в этом году заработает всего около 10 млрд долларов. И вне западного побережья Америки почти не видно, чтобы ИИ оказывал сколько-нибудь существенное влияние на что-либо.
Одна из проблем – скорость внедрения. Оценки авторитетных агентств относительно количества людей, использующих генеративный ИИ, впечатляют. В недавнем опросе McKinsey две трети респондентов сказали, что их компании прибегают к данной технологии, – это почти вдвое больше прошлогодних показателей. Согласно отчету Microsoft и LinkedIn, по всему миру ее используют 75% «работников умственного труда» (тех, кто сидит за компьютером целый день). То есть, если верить оценкам, люди уже находятся в мире ИИ.
И в некотором смысле это так. Почти все используют ИИ, пользуясь поисковиком Google или выбирая песню на Spotify. Но внедрение его в бизнес-процессы остается нишевым направлением. Официальные агентства статистики проводят опросы, связанные с ИИ, среди более широкого, чем в отчете Microsoft и LinkedIn, круга фирм и отраслей. Самые точные оценки дает Американское бюро переписи населения (собирает также экономические данные – прим. ред.). Согласно им, например, за две недели июня к ИИ прибегали только 5% фирм. Даже в Сан-Франциско многие «технари» после настойчивых просьб признаются, что не готовы выложить 20 долларов в месяц за лучшую версию ChatGPT.
Похожая история и в других странах. Согласно официальным данным Канады, за последние 12 месяцев ИИ для производства товаров и услуг использовали 6% компаний. В Британии, по данным опросов (в них применялись иные формулировки), к ИИ прибегают чаще – в марте нынешнего года им воспользовалось 20% всех компаний. Но даже здесь технология внедряется медленно – в сентябре прошлого года процент предприятий, использовавших ИИ, был таким же.
Замедляет внедрение и тревога по поводу безопасности данных, предвзятости алгоритмов и способности ИИ к «галлюцинациям». Недавно сеть фастфуда McDonald’s приостановила работу пробной версии (ИИ принимал от клиентов заказы на вынос) после того, как система начала ошибаться и, например, добавила куриные наггетсы на сумму 222 доллара к счету посетителя. Одной из проблем для инвесторов является «пилотизм» – избыточное количество небольших ИИ-проектов, затрудняющих понимание, куда вкладываться. При этом и в крупные проекты компании не спешат инвестировать, потому что скорость развития ИИ так велика, что легко купить уже «несвежую» технологию.
Тот же бизнес, что вышел за рамки экспериментов, используют генеративный ИИ для ограниченного круга задач. Наиболее распространенной из них является оптимизация клиентского сервиса. ADP, фирма по расчету заработной платы, хвалится «новой функцией, которая позволяет нашим клиентам из малого бизнеса… использовать генеративный ИИ для ответов на вопросы и лучшего понимания того, как инициировать кадровые действия». Другие используют эту технологию для маркетинга. По заявлениям телекоммуникационной компании Verizon и сети кофеен Starbucks, ИИ участвует в создании «более персонализированных» предложений для клиентов.
Если подобные усилия вам кажутся невпечатляющими, вы не одиноки. Банк Goldman Sachs создал фондовый индекс, отслеживающий компании, которые «от повышения эффективности за счет внедрения ИИ» имеют «наибольший потенциал прироста базовой прибыли». К ним относятся и крупная торговая сеть Walmart, и фирма по подготовке налоговой отчетности H&R Block, и другие. С конца 2022 года котировки акций этих компаний не показали более высоких результатов, чем фондовый рынок в целом. То есть инвесторы не видят перспектив дополнительной прибыли. Кроме того, технология может даже отвлекать руководство от более важных вопросов.
А как насчет историй о том, что некоторые фирмы используют ИИ для трансформации своей деятельности? Klarna – один из часто приводимых примеров. Недавно эта компания, предлагающая финансовые услуги онлайн, заявила, что ИИ-помощник выполняет работу 700 штатных сотрудников клиентского сервиса. Из-за этого занятость в компании, по словам ее руководителя, ежегодно сокращается на пятую часть. Однако эта картина, в лучшем случае, неполная. Klarna надеется вскоре стать публичной, а разговоры об ИИ привлекают внимание прессы. По данным консалтинговой компании CB Insights, Klarna начала сокращать персонал задолго до появления ИИ-помощников. Ее избыточный наем сотрудников во время пандемии COVID-19 заслуживает критики в той же степени, в какой ИИ – похвалы.
Не просчитывается
На самом деле данные макроэкономики не отражают всплеска увольнений. Хотя, по прогнозам главы МВФ Кристалины Георгиевой, ИИ должен обрушиться на рынок труда, как «цунами». Но в богатых странах на данный момент безработица, составляющая менее 5%, близка к историческому минимуму, а занятость – к историческому максимуму. Рост зарплат так же остается высоким, и это не очень согласуется с ослаблением позиций работников.
Даже если углубиться в цифры, эффекта ИИ вы не увидите. Сотрудники не перемещаются между компаниями быстрее обычного, как могло бы быть в случае исчезновения массы рабочих мест. Анализируя американские данные занятости, мы обратили внимание на «белых воротничков» (от сотрудников бэк-офиса до копирайтеров), которые считаются уязвимыми перед ИИ из-за его прогресса в задачах, связанных с логикой и креативностью. Однако нынешний уровень их занятости выше на процент допандемийного и составляет 62,5%.
Некоторые экономисты полагают, что ИИ трансформирует мировую экономику, не лишая людей работы. Сотрудничество с виртуальным помощником может повысить производительность. В своей новой статье Андерс Хумлум и Эмили Вестергаард, ученые из университетов Чикаго и Копенгагена, опросили 100 000 датских рабочих. По оценкам их среднестатистического респондента, ChatGPT может вдвое сократить время, затрачиваемое примерно на треть задач. Теоретически это существенное повышение эффективности.
Однако данные макроэкономики не отражают и всплеска производительности. Согласно оценкам, опирающимся на официальные цифры, реальный объем производства на одного работника в среднестатистической богатой стране не растет. В Америке, мировом центре ИИ, выпуск в час остается ниже уровня, имевшегося до 2020 года. Даже массив данных из опросов менеджеров-снабженцев (они публикуются с меньшим запаздыванием) не показывает всплеска производительности.
Для подобного рывка фирмам необходимо вкладываться в ИИ. Но основная часть из них – за исключением BigTech-компаний, которые больше инвестируют в разработку ИИ-продуктов для других, чем для собственной производительности, – этого не делают. В нынешнем году капитальные затраты 500 крупнейших компаний Америки, вероятно, в реальном выражении снизятся. И в целом по экономике они едва растут. Общие инвестиции бизнеса в софт и оборудование для обработки информации увеличиваются в реальном выражении на 5% в год по сравнению с предыдущим, что значительно ниже долгосрочного среднего показателя. Сейчас в богатом мире инвестиции растут медленнее, чем в 2010-е.
Со временем компании могут осознать истинный потенциал ИИ. Большинству технологических новшеств – от электричества и трактора до персонального компьютера – нужно время, чтобы распространиться по экономике. Если считать, что доходы BigTech-компаний от ИИ растут в среднем на 20% в год, то, согласно нашему анализу, инвесторы основной прибыли от данной технологии дождутся после 2032 года. Если это случится, то взлетят цены на акции не только создателей ИИ, но и его потребителей. Если же тревога по поводу ИИ возьмет верх, то планы капитальных затрат BigTech-компаний будут выглядеть такими же нелепыми, как и их стоимость.