В профессиональной среде воцарилась тишина. В технологических стартапах и банках, во врачебных кабинетах и юридических фирмах от сотрудников все чаще требуют соблюдать служебную тайну. Речь идет не о личных тайнах, а о секретной информации организации, касающейся клиентов, запатентованных технологий или бизнес-стратегий. Иногда от сотрудников требуется скрывать эту информацию от общественности. В других случаях нужно скрывать ее от людей внутри организации, от членов собственной команды.
Нир Халеви, профессор организационного поведения в Стэнфордской высшей школе бизнеса, отмечает: сохранение секретов в организациях становится все более распространенным явлением, но мы очень мало знаем о том, какое влияние эти требования оказывают на людей. В новой исследовательской работе он попытался найти ответ на этот вопрос.
Совместно с Майклом Слепианом из Колумбийского университета и Эриком Аничичем из Университета Южной Калифорнии Халеви выяснил, что хранение организационных секретов может усиливать стресс и изоляцию. В то же время это повышает ощущение значимости и важности работы. «Удивительно, что одно и то же явление может обладать противоположными эффектами, — отмечает ученый. — Секреты одновременно и вредят, и помогают благополучию сотрудников, причем разными способами». Это исследование — первый крупномасштабный анализ того, как на работников влияют организационные секреты в реальных условиях. Результаты могут помочь работодателям найти способы помочь сотрудникам снизить стресс, связанный с конфиденциальной информацией.
Конфиденциальность в компании отличается от сохранения личной или семейной тайны. Это не выбор — это требование, навязанное начальством. Более того, разглашение тайны может повлечь серьезные карьерные, финансовые и даже юридические последствия. Сотрудник может потерять доверие коллег, лишиться работы или даже попасть под суд.
Во многих случаях сотрудникам приходится скрывать информацию от коллег, что может нарушить корпоративные социальные инициативы, такие как группы поддержки или программы наставничества. В конце концов, обмен информацией — это обычный способ сближения людей.
Исходя из этого, исследователи предположили, что давление, связанное с сохранением служебной тайны, может усиливать стресс и чувство изоляции у сотрудников. Чтобы проверить эту теорию, они опросили около 600 работников в США и Великобритании. Вопрос был такой: приходилось ли работникам когда-либо хранить служебную тайну, например, личности клиентов или подробности предстоящего увольнения. Данные подтвердили, что организационная тайна вызывает стресс и чувство изоляции и что секреты из прошлого могут продолжать беспокоить сотрудников.
Несмотря на перечисленные вредные факторы, необходимость хранить организационные секреты приносит и пользу. Исследователи обнаружили, что конфиденциальность связана с ощущением привилегированности и статуса. Вот почему служебная тайна делает работу более значимой. «Информация часто рассматривается как источник власти, — объясняет Халеви, — мы обнаружили, что привилегированный доступ к тайнам компании повышает статус, а не власть. Вы чувствуете, что вас ценят, и работа кажется вам более значимой, когда вы получаете доступ к секретной информации. В то же время вы ограничены в том, что можете с ней делать, поэтому не чувствуете себя слишком влиятельным».
Круг доверия
В другом исследовании ученые хотели выяснить, будут ли сотрудники считать работу, которая требует соблюдения конфиденциальности, более стрессовой. Почти 770 участников просмотрели гипотетические объявления о вакансиях в разных областях. В одной из версий объявления говорилось, что работа связана с конфиденциальной информацией, которую необходимо хранить в тайне, сотрудники должны будут подписать соглашение о неразглашении. Люди отмечали, что такая работа будет связана с большей социальной изоляцией, статусом и значимостью, но не с большим стрессом. Это еще одно свидетельство того, что доступ к секретам организации заставляет людей чувствовать, что их работа важна.
Чтобы проверить это в реальных условиях, респондентов попросили вспомнить, когда им приходилось хранить тайну на работе. И снова исследователи подтвердили, что сохранение конфиденциальности напрямую связано с повышением уровня стресса. Однако они также обнаружили, что людям сложнее сохранять конфиденциальную информацию от коллег, чем только от посторонних. Участники отмечали, что такие условия связаны с большей социальной изоляцией. Они также обнаружили, что сохранение секрета компании (в отличие от сохранения секрета для друга, коллеги или члена семьи) связано с повышением чувства социального статуса и восприятия значимости работы.
Наконец, исследователи изучили исследование более чем 8000 государственных служащих. Здесь они обнаружили, что хотя хранение организационных секретов повышает чувство стресса и значимости, общей связи между удовлетворенностью работой и необходимостью хранить секреты не обнаружено.
В целом, исследования показывают, что сохранение конфиденциальности в организации находится на грани между чувством стрессового одиночества и ощущением гордости и цели. При правильном балансе эти противоречивые влияния компенсируют друг друга. Но если они слишком резко склоняются в сторону стресса и изоляции, это серьезно сказывается на благополучии сотрудников.
Халеви уверен, что это исследование поможет руководителям понять, как склонить чашу весов на верную сторону. «Нам бы очень хотелось, чтобы руководители задумались об одиночестве и стрессе, которые вызывает секретность», — говорит он. Он предлагает работодателям изменить подход к конфиденциальной информации. Вместо того чтобы подчеркивать последствия разглашения тайны, руководителям стоит сосредоточиться на значимости и преимуществах сохранения тайны. А поскольку обмен информацией может помочь людям сблизиться, Халеви предлагает компаниям создавать возможности и время для общения между командами и коллегами, которые разделяют доступ к секретной информации. «Решения доступны, — считает ученый. — Важно, чтобы поддержка исходила от руководства организации».