Site icon Идеономика – Умные о главном

Стыд по доверенности: почему «кринж» стал таким понятным и повсеместным

Фото: Higor Lopes/Flickr

Кринж (от англ. cringe —  сжиматься, поеживаться) — это новая форма стыда, появившаяся в онлайн-пространстве.

Вот только то, что можно считать «кринжем», постоянно меняется, поэтому от нас требуется неустанная бдительность в режиме онлайн. На ярмарке тщеславия интернета ваш профиль – это ставка. Профессор философии Ханс-Георг Мёллер в недавнем видео на своем YouTube-канале утверждает, что в последнее время мы наблюдаем рост использования слова «кринж» для обозначени новой онлайн-формы смущения. В кринже есть элементы стыда, но его особенность в том, что это смущение «по доверенности». Это чувство, которое вы испытываете, когда сталкиваетесь с тем, что кто-то непреднамеренно поставил себя в неловкое положение из-за того, что он опубликовал в сети.

Это тоже стыд, но переживаемый от имени других, а не в результате собственных действий. Мёллер сравнивает его с немецким термином, который тоже стал популярным в последние годы, — remdschämen, что буквально означает «стыд за друзей».

Интернет-позор

Уникальность этой формы стыда в том, что, хотя мы получаем определенное удовольствие или удовлетворение от чужих позорных промахов (потому что это заставляет нас чувствовать свое превосходство), в этом есть и скрытый дискомфорт, поскольку мы осознаем, что в эпоху интернета мы тоже уязвимы для такого рода неудачных выступлений. Другими словами, поскольку мы все больше времени проводим в сети и превращаем в привычку публикацию личной информации, мы становимся уязвимы к случайному размещению контента, который может вызвать порицание. Таким образом, утверждает Мёллер, мы рискуем испортить наши «профильные личности», по которым все чаще оцениваем самовосприятие.

Психология самодисциплины

Один из скрытых психологических эффектов кринжа заключается в том, что он работает как своего рода дисциплина в отношении того, что и как мы публикуем. Вызывающие смех материалы в сети показывают нам, чего делать не следует, таким образом, постоянно формируются параметры того, что мы должны или не должны публиковать. Но все усложняется тем, что мы не знаем, что завтра будет «кринжем» или постыдным, пока не увидим отклик в сети.

В предыдущие эпохи человеческой жизни у нас было более четкое представление о том, что может считаться постыдным публичным проявлением (например, хамство или высокомерие). В эпоху интернета искренние действия из лучших побуждений могут непреднамеренно навлечь на нас позор и стыд, надолго испортить репутацию. То, что не вызывает критики сегодня, может стать преступлением завтра. Неудивительно, что мы также наблюдаем рост числа публичных извинений: люди пытаются смягчить ущерб, нанесенный репутации.

Неусыпная бдительность онлайн

Чувство «кринжа» дает еще один эффект – оно усиливает тревогу по поводу публикации и презентации себя в сети. Те, кто беспокоится о потенциальном риске «кринжа», могут быть более осмотрительными в своем выборе или придерживаться более традиционных «безопасных» постов.

Мёллер утверждает, что профили и сообщения в сети — это «азартная игра» или ставки на рынке социального тщеславия. Они по своей сути рискованны, как фондовый рынок, и могут меняться и колебаться в зависимости от неизвестных социальных тенденций.

В результате, чтобы идти в ногу со временем, но избегать «кринжа», необходимо постоянно следить за собой в сети, постоянно обновлять самопрезентацию и быть в курсе последних тенденций. Одним словом, управление своим «я» в сети требует большого труда и внимания. Оправдано ли это внимание к онлайну или же такая бдительность может отвлекать от других сфер жизни, остается важным вопросом.

Источник

Exit mobile version