Site icon Идеономика – Умные о главном

На слух: младенцы коренных сообществ опровергают теории языка

Кадр из фильма "Гениальные младенцы"

В западной традиции родителей призывают разговаривать с младенцами сразу после рождения. Австралийский сайт для родителей Raising Children Network дает рекомендации говорить о повседневных вещах, читать книги, рассказывать истории, петь песни. Этот совет появился не на пустом месте. Десятилетия исследований показывают, что непрерывная, адресованная ребенку речь может быть основным фактором развития языкового навыка.

Однако есть нюанс: эти исследования проводились в западных, образованных, индустриальных, богатых и демократических странах (WEIRD). В этих странах люди часто живут в маленьких изолированных семьях, их жизнь дополнена технологиями. И все же на протяжении большей части существования человечества люди жили по-другому. Этот социальный разрыв поднимает два вопроса. Действительно ли частое общение взрослых с детьми является единственным оптимальным путем к развитию языка? И может ли быть так, что дети, растущие в современной среде, учат язык не так, как наши предки?

Говорить с ребенком

Западные ученые уже посещали такие общины коренных народов, как юкатекские майя на юго-востоке Мексики и жители острова Россел в Папуа — Новой Гвинее. Исследователи обнаружили, что в отличие от западных младенцев, дети в этих сообществах в первую очередь слышат речь, обращенную к другим. И эти малыши столь же успешно развивают навыки владения родным языком.

Недавно два профессора психологии, Рут Фуши и Махеш Шринивасан, отправились в Южную Мексику, чтобы познакомиться с общиной цельтальцев в городке Тенехапа, в штате Чьяпас.

«С младенцами цельтальцы редко разговаривают, но у них есть возможность постоянно слушать разговоры других людей в силу того, что матери носят их у себя на спинах, — пишут авторы. — Их почти никогда не спускают с рук, даже не передают братьям и сестрам, что позволяет маленьким детям быть свидетелями практически всех социальных взаимодействий матерей, — добавляют они.

Предыдущее исследование показало, что с цельтальскими детьми в возрасте до трех лет взрослые или старшие дети разговаривают чуть более трех с половиной минут в час. Это в три раза меньше, чем с младенцами в США и Канаде. Тем не менее малыши общины слушают речь примерно 21 минуту  каждый час. Позволяет ли это опосредованное воздействие языка развивать их речевые способности так же, как у западных младенцев? Если да, то это опровергает мнение о том, что для изучения языка с детьми необходимо регулярно разговаривать напрямую.

«Эта теория предполагает, что младенцы племени должны обладать минимальными лексическими навыками, учитывая, как редко речь адресована напрямую к ним. Доказательства того, что младенцы в данном контексте и в данный период развития обладают такими же лексическими знаниями, что и их западные сверстники, стали бы вызовом господствующей теории», — комментируют Фуши и Шринивасан.

В ходе двух экспериментов, в которых использовались идентичные методы проверки языковых знаний младенцев из западных стран, специалисты обнаружили, что цельтальские младенцы в возрасте от 5 до 16 месяцев не уступают в знаниях западным сверстникам. В первом эксперименте оценивались знания младенцев существительных, включая еду, предметы и животных. Во втором исследовании младенцы продемонстрировали знания почетных приветствий, используемых взрослыми народа центаль, которые можно узнать, только подслушав.

Результаты показывают, что человеческие младенцы явно способны изучать язык будучи свидетелями речи других, что позволяет предположить, что непосредственное общение с маленькими детьми не является обязательным условием. Скорее, как пишет международная группа ученых в статье, опубликованной в 2022 году в журнале PLoS Biology, западные общества могут быть исключением из правила, когда дело доходит до изучения языка.

«Количество общения, которому подвергаются дети в западной культуре, может быть нетипичным для остального мира и большей части истории человечества», — пишут они. В качестве иллюстрации они привели данные наблюдений за нашими родственниками, человекообразными обезьянами. Оказалось, что они практически не общаются с малышами при помощи звуков. Вполне вероятно, что наши предки-гоминиды вели себя таким же образом.

В течение долгого времени считалось, что у людей сформировалось поведение, при котором они обращаются непосредственно к младенцам, что привело к развитию языка и способствовало более быстрому обучению. Более того, речь, адресованная детям, была связана с возникновением естественной педагогики, специфической для человека способности, которая позволяет получать культурную информацию из общения еще до появления первых слов.

Гипотеза западных обществ

Однако все это опровергается вышеупомянутыми исследованиями среди коренных народов. Так что, возможно, речь, обращенная к ребенку, — это более позднее явление. Если это так, то почему она возникла? Исследователи выдвинули гипотезу.

«В небольших сообществах, которые, вероятно, представляют собой более типичное человеческое состояние, дети постоянно окружены людьми всех возрастов, — пишут они. — Это означает, что младенцы слышат гораздо больше речи по сравнению с западными сверстниками, чей круг близких людей гораздо меньше».

Исследователи задались вопросом: возможно ли, что в западной современной культуре общение с младенцем напрямую — это попытка скомпенсировать гораздо меньшее количество общения детей с окружением?

Фуши и Шринивасан поясняют: «Антропологи Элинор Очс и Бэмби Шиффлин предполагают, что язык, которым руководствуется ребенок, (отчасти) является методом приспособления. В небольших семьях с нуклеарной структурой больше случаев, когда в доме остаются только взрослый и маленький ребенок (например, потому что другой родитель работает), что означает больше речи, обращенной к маленькому ребенку, и, возможно, большую зависимость ребенка от языка, которым он руководствуется в процессе развития речи».

Могут ли быть дальнейшие последствия изменения исторически сложившегося способа изучения языка?

«Дети, выросшие в условиях, когда речь адресована им напрямую, готовы к тому, что их вниманием будут владеть воспитатели, и учатся игнорировать взаимодействие с окружающими», — пишут Фуши и Шринивасан. — И напротив, дети, выросшие в условиях, когда прямое обращение к ним встречается редко, а речь, направленная на других, — часто, могут развить в себе способность замечать и извлекать уроки из окружающих их взаимодействий».

«Как следствие, дети из разных языковых сред могут преуспевать в разных формах обучения», — добавили ученые в интервью.

Все это не означает, что жители западных стран должны избегать прямого общения с младенцами. Данные, полученные в таких странах, свидетельствуют о том, что большее количество общения с детьми повышает эффективность обработки языка, увеличивает словарный запас, способствует развитию мозга и успеху в учебе. Новое исследование свидетельствует о том, что непосредственное общение с малышами — не единственный и способ изучения языка.

«Наше исследование подчеркивает важность межкультурной работы. Все исследования по изучению языка, которым руководствуются дети в западных условиях, могут привести к ложному впечатлению, что это лучший способ воспитания. Однако серьезное отношение к межкультурным различиям в том, как дети знакомятся, осваивают язык и в конечном итоге овладевают им, является важным вызовом этим предположениям», — считают Фуши и Шринивасан.

Фуши и Шринивасан отмечают, что это также демонстрируют поистине удивительную способность самых юных умов к изучению родного языка. «Развитие речи как явление часто восхищает тем, что оно стабильно и устойчиво… Наши результаты позволяют предположить, что дети успешно овладевают родным языком в различных условиях отчасти потому, что они гибко подходят к процессу обучения».

Источник

Exit mobile version