Почему вам интересно читать статью по психологии, а не бездумно пролистывать ленту новостей в смартфоне или смотреть в окно? Возможно, потому что вам нравятся когнитивные усилия, а это значит, вы с большой вероятностью получите высокий балл по такой характеристике, как потребность в познании.
В повседневной жизни у людей достаточно выбора относительно того, насколько они хотят напрягать свои умственные мышцы. Сделать его можно даже без понимания исходных мотивов. Если хотите посмотреть Netflix после работы, можете выбрать легкий ситком или детектив с несколькими временными пластами. Если решили провести вечер за играми, можно отдать предпочтение Twister или сложной стратегии вроде Twilight Imperium. Если отправляетесь в путешествие, можно спланировать его минимально, чтобы только добраться до места, или продумать более детально, находя интересные остановки и удобные маршруты. Всё это предполагает выбор между разной интенсивностью когнитивных усилий, которые вы готовы приложить.
К когнитивным усилиям одни люди в целом более склонны, чем другие. Потребность в познании – характеристика, с помощью которой можно описать это устойчивое различие. Ее стоит представлять как спектр: от тех, кто думает не больше, чем необходимо для жизни, до тех, кому тренировка умственных мышц столь же приятна, сколь бодибилдеру тренировка мышц тела.
Как и многие другие психологические черты, потребность в познании можно оценить с помощью опросника, где человеку нужно по 9-балльной шкале оценить, насколько он согласен с утверждениями о мышлении. Например, «я предпочитаю простым проблемам сложные» или «я думаю лишь настолько, насколько необходимо». Помимо мыслей о том, какими ваши ответы будут по сравнению с другими людьми, вы можете определить себя и через связь досуга с потребностью в познании. Люди, которым нравятся когнитивные усилия, с большей вероятностью будут стремиться к ним в свободное время, например, просматривая образовательный контент или обсуждая социальные проблемы. Причем это не зависит от того, насколько сильны их когнитивные способности.
Люди, которым нравятся умственные задачи, не обязательно более умны – хотя, согласно некоторым исследованиям, они имеют в среднем более высокие баллы по гибкости интеллекта, способности решать задачи и логически мыслить. Главное – им нравится учиться и обдумывать проблемы. Это удовольствие, по данным исследования, может компенсировать не самые выдающиеся способности в учебе, потому что приводит именно к пониманию, а не механическому заучиванию. Таким образом, в контексте образования потребность в познании представляет очевидный интерес. Но ее возможности в других сферах мы только начинаем открывать.
Стоит ли ожидать, что потребность в познании существенно связана с благополучием – с такими привлекательными его аспектами, как эмоциональная стабильность, удовлетворяющая работа, прочные социальные связи, хорошее физическое здоровье и сильное чувство самоуважения? И хотя понятно, что люди, которым нравится напряженно думать, будут лучше учиться в школе, но то, что эта склонность будет иметь значение во внешнем мире, где она не так активно вознаграждается, менее очевидно.
В нашей недавней работе мы с коллегами изучили все найденные публикации по теме связи потребности в познании с благополучием и его аспектами, объединив качественный обзор с несколькими метаанализами. И в итоге для любителей умственных усилий есть и обнадеживающие новости, и предостерегающие истории.
Начнем с позитива: в среднем люди, стремящиеся к когнитивным задачам и получающие от них удовольствие, чувствуют себя во многих отношениях лучше. Ожидалось, что они будут склонны к руминации и беспокойству, поскольку есть распространенное заблуждение, что умные люди чаще впадают в депрессию. Но потребность в познании тесно связана с целеустремленностью. Поэтому если многие люди и склонны к навязчивым негативным мыслям, то, имея более высокую потребность в познании, они с большей вероятностью возьмутся за поиск решения проблемы и отрефлексируют свой опыт в более здоровом ключе. Это, по-видимому, стабилизирует самоощущение и снижает тревожность. Кроме того, люди с более высокой потребностью в познании обычно описывают себя как менее склонных к депрессии и выгоранию, более уверенных в социальном взаимодействии (особенно они ценят компанию таких же страстных мыслителей).
Как человеку с высокой потребностью в познании воспользоваться этими преимуществами? Можно предположить, что, столкнувшись со сложной и срочной задачей, он будет стремиться продумать, как снизить стресс – расставить приоритеты, делегировать задачи, переосмыслить ситуацию как возможность для роста. Или в ситуации кризиса романтических отношений будет с большей вероятностью пытаться понять партнера, работать над своими коммуникативными навыками и напоминать себе о том, что отношения требуют постоянных усилий. И в том, и в другом случае целеустремленность стимулирует активные формы преодоления трудностей, что повышает вероятность положительного исхода.
Согласно исследованию, стиль мышления людей с высокой потребностью в познании направлен на решение проблем. Но почему? Является ли поиск таких решений побочным продуктом привычки напряженно думать? Или люди наслаждаются этой привычкой, потому что она помогает им решать проблемы? Истина, скорее всего, в сочетании того и другого. Если вы были в ситуациях, когда рациональное мышление помогло решить проблему, вы с большей вероятностью прибегнете к нему в будущем. И со временем начнете ассоциировать когнитивные усилия с полезными решениями. В результате напрягать умственные мышцы, как и телесные, с каждым разом будет всё легче и приятнее.
Высокая потребность в познании имеет и свои ограничения – не все проблемы можно решить только с помощью умственных усилий.
Например, телесное здоровье так же важно, как и умственное, однако требует не только мыслей, но и действий. Знание питательных свойств различных продуктов не принесет пользы вашему здоровью, если вы не будете готовить пищу соответствующим образом. Понимание, что привычная поза вызывает боль в шее, тоже не принесет пользы, если не исправлять ее каждый раз, когда заметите. И этот список можно продолжать.
Страстные мыслители могут быть склонны к ложному чувству безопасности. По данным исследований, более высокая потребность в познании связана с более высокой самоэффективностью и верой в способность успешно решать задачи. Если вы сами относитесь к этой категории, то с большей вероятностью верите в свой успех, потому что ваш разум представляет собой смесь прошлого опыта, мысленных экспериментов и возможных решений. Источник этой веры – ваша успешность в прошлом. Несмотря на тривиальность, это важный момент. Если задача для вас новая, а опыт ей не соответствует, ваша вера в успешность ее решения может дезориентировать.
Для большинства сфер жизни вера в собственные возможности для благополучия очень полезна. Однако, согласно исследованиям, при столкновении с новыми вызовами она может оказаться необоснованной и приводить иногда к пагубным решениям. Например, курильщики, склонные к умственным усилиям, были более уверены в своей способности бросить курить, но курили и пытались бросать столь же часто, как и те, кто не отличался особой потребностью в познании. Любительницы интеллектуальной нагрузки, получив информацию о скрининге рака груди, чувствовали себя по сравнению с другими женщинами более осведомленными, но не стремились посетить врача или получить больше данных. Студенты колледжа, отличавшиеся высокой потребностью в познании, о последствиях чрезмерного употребления алкоголя знали больше, но в итоге и выпивали больше остальных.
Ученые во всех приведенных выше примерах хотели побудить участников исследований вести себя более здраво. Но результаты показывают: медицинские предписания могут лучше подействовать на тех, кто не особо склонен думать, – они с большей вероятностью примут информацию и трансформируют ее в действие. Тот, кому нравится думать, может, усвоив знания, уверовать в свою способность решить проблему, но в результате так ничего и не сделать.
Тем не менее, согласно массиву данных, в целом потребность в познании – очень положительная черта. Наука ясно дает понять: если вы не уклоняетесь от умственных усилий, у вас будет больше мотивации получать знания, обдумывать проблемы и находить решения, а также достигать большего благополучия во многих сферах жизни. На данный момент мы не знаем, можно ли повысить уровень потребности в познании. Но есть некоторые свидетельства, что самоконтроль и стремление к когнитивной нагрузке могут со временем усиливать друг друга. Себя контролировать легче, если вы можете придумать стратегии для этого, и легче думать о стратегиях, если с помощью самоконтроля вы можете сконцентрироваться на мышлении.
Потребность в познании не приносит пользы (этих сценариев немного), если люди не могут превратить свои знания в действия. Поэтому если вы относитесь к типу страстных мыслителей, помните: потребность в действии часто столь же важна, как и потребность в познании. Столкнувшись с проблемой, спросите себя: могу ли я решить ее с помощью мыслей? Если да – отлично: думайте тщательно, регулярно и рефлексивно. Но если нужны действия и поддержка – действуйте и принимайте помощь. Ваше тело и разум будут вам благодарны.