Мы живем в эпоху, когда критика чрезвычайно популярна. Наберите в интернете имя врача, и вы быстро найдете отзывы пациентов о его компетенциях и манере поведения. Перед покупкой даже такого обыденного товара, как скрепки, можно найти сотни отзывов, одни из которых будут подробными, а другие — лаконичными или язвительными. Вы можете написать в социальных сетях, что у знаменитости плохая стрижка, и есть все шансы, что ваш комментарий достигнет цели.
Мы любим покритиковать и ненавидим, когда критикуют нас. Так возникает дилемма душевного благополучия в огромном, постоянном, панорамном масштабе опыта жизни. Мы с легкостью пишем и комментируем других, но при этом чувствуем себя уязвленными, когда оценивают нас, как в сети, так и при личной встрече. Кажется, что мир вряд ли изменится в ближайшее время. Но, к счастью, каждый может изменить отношение к критике так, чтобы меньше вредить другим, не обижаться и извлекать пользу из обратной связи, даже если она негативная.
Критика — это суждение о достоинствах и недостатках чего-либо или кого-либо в письменной или устной форме. Технически сюда можно отнести и комплименты, но это не предмет нашего рассуждения сегодня. Нас раздражает конструктивная критика. Но хуже всего — деструктивная, которая направлена на причинение ущерба.
Критику любого типа трудно принять из-за того, как мозг ее обрабатывает. В 2013 году группа нейробиологов, опубликовавшая статью в журнале PLOS One, доказала, что критика стимулирует области мозга, участвующие в социальном познании, в большей степени, чем те, что контролируют познание как таковое. Другими словами, объект критики может пытаться разобраться в убеждениях и чувствах критикующего, а не оценивать само высказывание. Когда кто-то говорит, что ваша работа недостаточно хороша, естественной первой мыслью может быть: «Я ему, наверное, не нравлюсь», а не «Что я могу сделать, чтобы улучшить ее?».
Некоторые люди реагируют на критику сильнее, чем другие. Наиболее чувствительны к критике те, у кого низкая самооценка и высокий уровень невротизма, кто боится негативной оценки и в целом настроен пессимистично. Ничего удивительного в этом нет, поскольку люди с высоким уровнем негативных эмоций будут чувствовать себя хуже среднего, столкнувшись с отрицательной обратной связью. Конкурентоспособность, как оказалось, тоже имеет большое значение. Исследование, проведенное в 2012 году, показало, что люди с высокой соревновательной активностью склонны работать усерднее после получения деструктивной обратной связи, но при этом их производительность снижается. Одно из объяснений этого может заключаться в том, что такие люди гневно стремятся доказать, что критик не прав, вместо того чтобы старательно пытаться улучшить себя.
Один из интересных выводов исследования касается нарциссов, которых психологи обычно разделяют на явных и скрытых. Явные нарциссы громкие и агрессивные: они требуют много обратной связи, причем предпочтение отдается положительной, поскольку им нравится, когда их эго поглаживают, и обычно игнорируют критику, если она негативная. Скрытые нарциссы столь же самозабвенно жаждут внимания, но менее уверены в себе. Вместо того чтобы доминировать над окружающими, они склонны быть пассивно-агрессивными и мстительными (а значит, весьма опасными). И, как обнаружили психологи в 2008 году, скрытые нарциссы очень чувствительны к критике, больше, чем обычные люди. Это приводит к тому, что они больше, чем в среднем, размышляют и испытывают сильные негативные эмоции. Исходя из этого, верный способ выявить скрытого нарцисса на рабочем месте — наблюдать за чрезмерно негативной реакцией на обычную критику. Например, если человеку нужно взять отгул на целый день после неоднозначной оценки его работы.
Культура критики, поддерживаемая новыми технологиями, никуда не денется. Единственный способ процветать — выработать новые привычки получать и давать критическую обратную связь. Исследования предлагают нам несколько правил, как это сделать:
1. Ничего личного (даже если это не так)
Когда мы слышим критику, то принимаем ее на свой счет двумя способами. Во-первых, мы, естественно, анализируем критику, а не критика. Во-вторых, мы склонны считать критику суждением о наших врожденных способностях, а не о действиях. Интересно, что даже у маленьких детей восприятие критики как суждения о своих способностях может привести к снижению самооценки, позитивного настроя и меньшей настойчивости при выполнении заданий. Решение — создать внутреннюю аффирмацию, например: «Мне все равно, что этот отзыв говорит о человеке, который его дает, и я решил не воспринимать его как личное нападение. Я буду оценивать его с точки зрения сути дела, ни больше, ни меньше». Конечно, это не избавит вас от неприятных чувств полностью, но это полезный метакогнитивный подход: вы переносите фокус с эмоций на анализ. Это позволит вам оценить информацию по ее достоинствам (или их отсутствию), как если бы речь шла о ком-то другом.
2. Относитесь к критике как к инсайдерской информации
Как только вы обезличите критику таким образом, вы начнете видеть в ней то, чем она является: то, что посторонние люди думают о вашей работе. Исследования успеваемости студентов показали, что те, кто научился активно использовать обратную связь, обычно получают более высокие оценки и имеют лучшие навыки обучения. Если вам это дается нелегко, один из способов развить в себе смелость — попросить друзей или коллег, которые вам нравятся и кому вы доверяете, сформировать круг критиков, которые будут рецензировать работы друг друга и давать честные советы.
3. Сделайте критику подарком, а не оружием
Всем нам время от времени приходится высказывать критику. Для некоторых, например, для начальников, это часть работы, и неспособность высказать критику должным образом свидетельствует о неэффективности или некомпетентности. Ключ к оптимальной критике — помнить о правиле «подарок или оружие»: если я критикую, чтобы помочь, значит, я делаю это правильно; если я делаю это, чтобы навредить, значит, я поступаю неверно. Чтобы критическая обратная связь относилась к первой категории, она должна состоять из пяти элементов:
- забота о человеке, который ее получает;
- уважительное высказывание;
- добрые намерения;
- путь к улучшению;
- ориентация на потребности получателя.
4. Хвалите публично, критикуйте наедине
Это правило принято приписывать легендарному футбольному тренеру Винсу Ломбарди, который использовал его для мотивации игроков. Наука доказывает, что он поступал верно: исследование 2014 года показало, что положительная обратная связь, данная студентам публично, мотивирует на 9% лучше, чем та, что дана при личной встрече. Если же студента критиковали наедине, то это было на 11% эффективнее, чем публично. Что же это значит для ваших язвительных отзывов о товарах и услугах? Если осмелитесь, отправьте их производителю напрямую. А еще лучше, не отправляйте их вообще, если только ваш отзыв не сможет действительно что-то улучшить.
Если некоторые из этих советов, особенно о том, как лучше воспринимать критику, даются вам с большим трудом, то знайте: вы не одиноки. Многие из самых успешных людей в мире пали духом из-за обычной критики. Вспомните Исаака Ньютона. В 1672 году, в возрасте 29 лет, он опубликовал работу о свете и цветах, которой, вероятно, очень гордился. Большинство критиков приняли ее положительно, за исключением одного — Роберта Гука, известного ученого и изобретателя, который написал снисходительную рецензию на работу Ньютона. Ньютон был так зол, что уничтожил все портреты Гука, которые смог найти, поэтому, как гласит легенда, с той поры ни один из них не существует.
Скорее всего, история с уничтожением портретов является небылицей. Однако верно то, что плохое восприятие критики в конечном счете более унизительно, чем сама критика. Как и в случае с разгневанным Ньютоном, так и для всех нас: если мы научимся принимать негативную обратную связь, наше благополучие непременно улучшится.