Посочувствуем отделу кадров компании OpenAI. С начала года создатели ChatGPT потеряли с дюжину ведущих специалистов. Самым громким именем стал Илья Суцкевер, на счету которого многие крупные прорывы стартапа. Причины его ухода не назывались, однако многие полагают, что решение связано с его попыткой сместить Сэма Альтмана, босса компании, в декабре прошлого года. Какова бы ни была мотивация, уход сотрудников не является чем-то необычным для OpenAI. По одной из оценок, из сотни специалистов по ИИ, которых компания наняла с 2016 года, уволилась примерно половина.
Это отражает не стиль руководства Альтмана, а более широкую тенденцию в технологической отрасли, которую спровоцировала сама компания OpenAI. С момента запуска ChatGPT в ноябре 2022 года рынок труда в сфере разработок ИИ преобразился. По оценкам компании Zeki Research, специализирующейся на анализе рынка, около 20 000 компаний на Западе нанимают специалистов в области ИИ. Стремительный прогресс в машинном обучении и возможность «смены платформы» (так на технологическом жаргоне называется создание совершенно нового уровня технологий) изменили типы навыков, которые требуют работодатели, и места, куда устремляются те, кто ими обладает. Если раньше таланты в области ИИ были сосредоточенны в технологических гигантах, то сегодня они распределяются более равномерно.
Начнем с навыков. Технологические гиганты, такие как Microsoft и Google легко расстаются со специалистами, не являющихся инженерами, но они ищут классных исследователей, способных понять и построить передовые модели. В число избранных на сегодня входит, пожалуй, несколько сотен человек, таких как Илья Суцкевер или Джефф Дин, который руководит работой Google в области искусственного интеллекта. Компании мечтают о таких суперзвездах, потому что они могут совершить прорыв, например, резко повысить эффективность системы ИИ или сделать ее менее склонной к ошибкам. Это делает их невероятно ценными; многие из них получают семизначные зарплаты.
Некоторых приглашают без собеседований, целыми командами. В марте Microsoft наняла большую часть сотрудников Inflection AI, стартапа, создающего передовые модели. Марк Цукерберг лично отправил электронное письмо некоторым исследователям из DeepMind, лаборатории искусственного интеллекта Google, пытаясь привлечь их к сотрудничеству.
Еще более интересным является то, как ИИ изменил рынок талантов на более низких ступенях карьерной лестницы. По данным сайта Indeed, специализирующегося на поиске работы, в каждой сороковой вакансии для разработчиков программного обеспечения в Америке упоминаются навыки, связанные с ИИ. Это более чем 100-кратный рост с начала 2023 года. Амит Бхатия, соучредитель исследовательской компании Datapeople.io, говорит, что до появления ChatGPT в средних технологических компаниях могло работать несколько инженеров ИИ, которые создавали небольшие модели для анализа настроения клиентов в электронных письмах. Сегодня генеративные модели могут выполнять работу гораздо лучше, чем небольшие штатные разработки.
В результате некоторым инженерам по ИИ теперь приходится решать, какую систему использовать и как подключить ее к данным компании. Бхатия отмечает, что с начала 2022 года доля объявлений о вакансиях инженеров-программистов с указанием «MLops» удвоилась.
Спросом пользуются и другие виды навыков. Келси Сзот, соучредитель Adept, еще одного стартапа в области ИИ, отмечает, что люди, которые быстро учатся использовать инструменты ИИ и могут соединить их вместе, чтобы создать что-то новое и впечатляющее, очень востребованы. В отличие от чопорных докторов наук, они предлагают идеи, которые зачастую не отличаются академической элегантностью. Но, по словам Келси Сзот, они реша.т проблему в сжатые сроки. В мире ИИ-стартапов со сверхконкуренцией это бесценно.
В результате такого спроса потоки талантливых специалистов меняются. В течение многих лет инженеры стекались в великолепную пятерку технологической сферы: Alphabet, Amazon, Apple, Meta (деятельность компании запрещена в России) и Microsoft. Исследовательская компания Live Data Technologies отслеживает перемещения сотрудников. По ее данным, в период с января 2019 года по ноябрь 2022 года, когда вышел ChatGPT, совокупный чистый прирост работников сферы ИИ в большой пятерке составлял в среднем 168 человек в месяц. Многие из тех, кто ушел из одной компании, просто присоединились к другой.
Однако в течение следующих девяти месяцев чистый приток работников ИИ в компании-гиганты сменился среднемесячным оттоком. Теперь большая пятерка вынуждена пополнять штаты специалистов по ИИ, переманивая сотрудников технологических компаний с менее впечатляющей историей. Но чистый приток все еще не вернулся к среднему многолетнему уровню.
Куда идут талантливые специалисты в области ИИ? Одним из популярных направлений является Nvidia, производитель микросхем, чьи «графические процессоры» способствуют буму ИИ и чьи амбиции распространяются не только на аппаратное, но и на программное обеспечение и приложения. В этом месяце ее рыночная стоимость превысила 3 триллиона долларов, обогнав Apple и оказавшись совсем рядом к Microsoft, которая в настоящее время является самой дорогой компанией в мире. Другие специалисты присоединились к более зрелым стартапам, таким как OpenAI и Databricks, компании по разработке баз данных и ИИ.
Но каждый седьмой ушедший из большой пятерки перешел в стартапы, которые еще не представили продукты и не объявили о своих планах. Все восемь авторов статьи «Внимание — это все, что вам нужно», опубликованной в 2017 году и ставшей алгоритмической основой современного генеративного ИИ, покинули Google, где они работали в то время.
Одним из мотивов перехода в небольшой стартап могут быть финансы. Для мастера искусственного интеллекта потенциальное вознаграждение от владения долей в успешной компании может легко перевесить зарплату и опционы на акции, предлагаемые технологическим гигантом. Исследователи также все чаще хотят работать над значимыми проблемами. По словам Зеки, с 2015 года число специалистов в секторе здравоохранения выросло в 20 раз (это может объяснить, почему Google работает над Med-PaLM 2, врачом с искусственным интеллектом). Еще одна причина — это автономность. «В крупных компаниях слишком велик риск, связанный с брендом, чтобы запустить что-то интересное», — сказал Ноам Шазир, один из авторов легендарной статьи о внимании, на конференции венчурных фондов в сентябре прошлого года. Впоследствии он стал одним из основателей компании Character.ai, которая позволяет пользователям создавать чат-ботов с разными характерами.
Хорошая новость как для крупных, так и для небольших стартапов: предложение специалистов в области ИИ растет. Один из источников — академические круги. Согласно отчету Стэнфордского университета, в 2011 году около 41% докторов наук по искусственному интеллекту устроились на работу в индустрии, примерно столько же, сколько и в академических кругах. К 2022 году эта цифра составила 71% для разработок по сравнению с 20% для академических кругов. Университеты также переключились на преподавание новой научной сферы. С 2017 года количество учебных программ, связанных с ИИ, увеличилось в три раза. «Все факультеты компьютерных наук становятся факультетами по машинному обучению», — говорит Навин Рао из Databricks.
Для компаний-лидеров в мировой индустрии ИИ привлечение специалистов из других стран — еще один способ уменьшить нехватку кадров. В октябре Джо Байден подписал указ об ослаблении иммиграционных правил, чтобы позволить большему числу специалистов по искусственному интеллекту учиться и работать в США. Google и Microsoft направили письма в Министерство труда, чтобы выразить поддержку этому плану. Другие правительства хотят того же. В ЕС планируются программы обучения и субсидии. Китайское правительство планирует привлечь талантливых специалистов к своим берегам, в частности, путем создания академий ИИ в Пекине и Шанхае. Конкуренция за работников в области ИИ обостряется на всех уровнях.