Site icon Идеономика – Умные о главном

Вечный электродвигатель: что победит в битве качества и выгоды

Фото: Jim Frazier/Flickr

В апреле люди в красной Tesla, ехавшей по марокканской пустыне, пристально следили за одометром на гигантском сенсорном экране автомобиля. «Два миллиона, Ганс! Два миллиона», — воскликнул пассажир на переднем сиденье владельцу и водителю Хансйоргу фон Гемминген-Хорнбергу. Его Model S 2014 года, вероятно, стала первым электромобилем, проехавшим 2 миллиона километров или более 1,2 миллиона миль. Машина все равно что дважды проехала с Земли на Луну и обратно, а затем 11 раз облетела экватор.

В этом долгом путешествии не все шло гладко. Машину не раз ремонтировали, в том числе несколько раз меняли аккумулятор и двигатель. Немногие автомобили, работающие на бензине, проехали больше, в первую очередь Volvo 1966 года выпуска, набравший за пять десятилетий около 3 миллионов миль (почти 5 млн км). Но такие фантастические пробеги становятся все более достижимыми для владельцев электромобилей. На технологическом уровне вполне возможно, что в ближайшем будущем никого не удивит электромобиль с таким же пробегом, как у фон Гемминген-Хорнберга. При условии что сами автомобильные компании не станут этому препятствовать.

В отличие от бензиновых двигателей, которые состоят из тысяч деталей, работающих в тесной связи друг с другом, типичный электромобиль имеет всего несколько десятков движущихся частей. Это означает меньше поломок и технического обслуживания, что позволяет проще и дешевле эксплуатировать автомобиль дольше, чем составляет средний срок службы его бензинового собрата (около 200 000 миль, или 320 000 км). И электромобили становятся только лучше. «Есть определенные технологии, которые уже на подходе, и которые приведут нас к миллиону миль на электромобиле», — считает Скотт Моура, инженер-строитель и эколог из Калифорнийского университета в Беркли. Этого расстояния хватит среднестатистическому водителю на 74 года. Первый электромобиль, который вы купите, может стать последним автомобилем, который вам когда-либо придется покупать.

Обычные машины и так поражают долговечностью. Теоретически их можно постоянно ремонтировать. Но после того, как им исполнится 12-15 лет, серьезные проблемы зачастую не стоят затрат на ремонт. Даже при отсутствии поломок расход бензина у нового автомобиля, скорее всего, будет намного лучше, чем у старого, что делает его выгодным приобретением. Электромобили еще настолько новы, что лишь немногие из них достигли десятилетнего возраста, а значит, нам еще предстоит выяснить точный предел их срока службы. Те, что уже существуют, дают нам определенную картину. Несколько старых Tesla и Nissan Leaf преодолели 300 000 миль, как и первые три аккумулятора в миллионном пробеге фон Геммингена-Хорнберга. Его первая Tesla, Roadster, купленная в 2009 году, преодолела более 400 000 миль или около 650 000 километров.

Самый главный фактор долговечности электромобилей — это аккумуляторы. Как и в смартфонах, со временем они портятся. Каждый год батарея может терять 1-2 процента от максимального заряда, в зависимости от того, как она заряжается и используется. То есть через 15 лет заряд автомобиля может сократиться с 300 до 210 миль на одной зарядке. Эд Ким, главный аналитик консалтинговой компании AutoPacific, считает, что отремонтировать батарею автомобиля сложно, если не невозможно, а замена стоит дорого. По данным Национальной лаборатории возобновляемых источников энергии, сегодня многие гарантии на электромобили покрывают замену батареи в течение восьми лет или 100 000 миль пробега, и они считаются подлежащими замене, как только их емкость опускается ниже 70 процентов от первоначальной. Ожидается, что современные аккумуляторы будут терять столько заряда гораздо дольше: потенциально через 300 000 миль (482000 км), что составит около 15-20 лет службы.

И этот срок будет только увеличиться. «Аккумуляторы в электромобилях — это самый активно развивающийся элемент», — поясняет Ким. Цены на них стремительно падают, что делает замену более доступной. А поскольку запас емкости новых аккумуляторов продолжает увеличиваться, то и долговечность будет только расти. По словам Моуры, некоторые аккумуляторы для электромобилей, включая тот, что установлен в Tesla Model 3 Standard Range, уже могут прослужить около 500 000 миль в пути. Один китайский производитель недавно объявил о выпуске батареи с гарантией почти на 1 миллион миль. По словам Моуры, разрабатываются еще более долговечные батареи. Исследователь из Tesla протестировал батарею, которая, по его словам, при правильных условиях может прослужить 4 миллиона миль (6,5 миллиона километров) или около 100 лет.

Конечно, то, как долго может работать автомобиль, не обязательно совпадает с тем, как долго кто-то захочет на нем ездить. Электромобили более высокотехнологичны, чем бензиновые машины, и стандартные усовершенствования (увеличение дальности пробега, ускоренная зарядка, лучший сенсорный экран и информационно-развлекательная система, улучшенные функции автопилота) будут заставлять людей покупать новые модели, как это происходит с любым технологическим гаджетом сегодня. Но в какой-то момент каждая последующая модель не будет намного лучше предыдущей. «Нужен ли мне чуть более совершенный датчик, чтобы стеклоочистители лучше работали во время дождя? — приводит пример Лорен Макдональд, консультант по электромобилям. —Может быть, и нет». При постоянном улучшении аккумуляторов все больше водителей могут предпочесть оставить старый автомобиль, а не покупать новый. Десятилетний электромобиль, способный проехать на одной зарядке 400 миль вместо первоначальных 500, — это более чем достаточно для большинства водителей.

Долговечность электромобилей и интерес к новым машинам могут помочь решить одну из основных проблем, связанных с этими автомобилями: их цена слишком высока для типичного домохозяйства. Подержанные автомобили, которые будут продолжать хорошо работать и при этом требовать меньше ремонта, совершат революцию для большей части автолюбителей. Подержанную Tesla уже можно купить примерно за 20 000 долларов. «Мы должны думать  о том, как разрабатывать эти автомобили не только для первого владельца, но и для третьего, четвертого, пятого», — говорит Моура.

Даже если многие люди будут довольны тем, что десятилетиями ездят на одном и том же электромобиле, производители могут попытаться стимулировать спрос. Tesla, Ford и другие автопроизводители нуждаются в том, чтобы люди покупали новые электромобили, и вполне могут создать стимулы для этого. Автомобильные производители ведут себя все больше как технологические компании и внедряют в свои автомобили больше программного обеспечения, чем когда-либо прежде. Вся автомобильная индустрия может пройти цикл внедрения и замены, во многом схожий с циклом iPhone. Раньше было принято покупать новый iPhone каждые пару лет, чтобы получить более быстрый процессор и лучшую камеру. Теперь iPhone 15 не так уж сильно отличается от iPhone 11. Но люди, конечно, постоянно покупают новые телефоны от Apple. Старые дорого или сложно ремонтировать, и с каждым обновлением программного обеспечения они, кажется, замедляются еще немного, пока устройства вообще не перестают получать обновления.

Но если компания Apple пользуется высокой лояльностью к бренду и занимает лидирующие позиции в продажах смартфонов, то ускоренная порча аккумулятора или двигателя автомобиля — это лучший способ потерять клиентов. По словам Макдональда, подход автопроизводителей может напоминать не столько запланированное устаревание, сколько «запланированные улучшения» — несовместимость старого оборудования с обновлениями программного обеспечения или другими новыми функциями. Например, функция Autopilot от Tesla совместима только с автомобилями, выпущенными после сентября 2014 года, а новые обновления этой функции не работают со старыми автомобилями, в которых отсутствуют более совершенные датчики и камеры. Автомобильные компании, возможно, смогут заманить людей в экосистемы программного обеспечения и гаджетов, как это делает Apple. Поскольку Ford, GM, Tesla и другие автопроизводители продают системы домашней зарядки и другие продукты, владельцам электромобилей, возможно, придется обновлять машины, чтобы не отставать. Это своего рода ловушка, подобная тому, как если вы не хотите покупать новый iPhone, вы можете заплатить за обновленное хранилище iCloud, чтобы не исчерпать запас памяти, или купить Apple Watch, чтобы легко проверять сообщения iMessages.

Больше беспокоит то, что те же самые баталии по поводу «права на ремонт» iPhone ждут и электромобили. Конечно, эти машины редко ломаются, но им все равно необходимо обслуживание. И в настоящее время зачастую ремонт электромобиля могут выполнить только производители и их розничные продавцы. Каждый механик может починить практически любой традиционный автомобиль, но для электрокара требуются специализированные детали, которые трудно достать, а также особая квалификация мастера. Будут ли автопроизводители предоставлять запасные части и технические знания, необходимые для ремонта, независимым ремонтным мастерским, неизвестно. Tesla уже столкнулась с многочисленными коллективными антимонопольными исками, в которых утверждается, что компания поддерживает незаконную монополию на обслуживание и замену деталей. «Я предвижу, что с появлением новых автомобилей возможность самостоятельного ремонта будет уменьшаться», — утверждает Моура.

Долговечность — это не просто преимущество электромобилей, а главная составляющая их успеха. Автомобили, которые проводят больше лет на дороге, означают меньше выбросов углерода в процессе производства, меньше добычи полезных ископаемых для батарей и меньше металлолома. Если автомобильные компании продолжат действовать как технологические компании, а их продукция станет все больше походить на гаджеты, то это перечеркнет весь экологический потенциал.

Источник

Exit mobile version