Site icon Идеономика – Умные о главном

Богатые и бережливые: как тратит деньги старшее поколение

Кадр из фильма "Мамма МIA"

Бэби-бумеров, поколение, родившееся с 1946 по 1964 год, называют самым удачливым в истории. Большинство из этой возрастной группы, насчитывающей 270 миллионов человек во всем развитом мире, не участвовали в войнах. Некоторые смогли увидеть «Битлз» вживую. Они росли в период экономического подъема. Не все из них состоятельны, но в совокупности они накопили значительное богатство благодаря снижению процентных ставок и высоким доходам. Например, американские бэби-бумеры, составляющие 20% населения страны, владеют 52% ее общего состояния.

Сейчас это поколение выходит на пенсию, но что они будут делать со своими деньгами? Этот вопрос важен не только для сферы туризма и развлечений. Поскольку у них довольно крупные капиталы, то, как они их потратят, будет оказывать огромное влияние на рост мировой экономики, инфляцию и процентные ставки. Кроме того, оказывается, что бумеры удивительно бережливы, не только в Америке, но и во всех развитых странах. Они не тратят капитал, а пытаются его сохранить или даже преумножить. Проблема для экономики в 2030-х годах будет заключаться не в том, что бумеры тратят слишком много, как предполагают многие. У экономистов есть простая модель того, как люди тратят деньги с возрастом. В молодости расходы превышают доходы, поэтому люди берут кредиты, чтобы инвестировать в образование или купить первое жилье. В среднем возрасте люди копят деньги для выхода на пенсию. А в пожилом возрасте они тратят больше, чем зарабатывают, финансируя образ жизни за счет продажи капитала (например, домов) и тратя сбережения.

Многие исследователи, придерживающиеся «гипотезы жизненного цикла», утверждают, что по мере выхода бумеров на пенсию, процентные ставки и инфляция будут расти. Денег от бумеров станет поступать больше, спрос на товары и услуги увеличится, а число работников при этом сократится. Это приведет к высокой инфляции заработной платы. По мере того как бумеры будут переходить от накопления богатства к его расходованию, глобальный баланс между сбережениями и инвестициями сместится, что приведет к повышению процентных ставок, считают Чарльз Гудхарт и Манодж Прадхан, пожалуй, самые известные сторонники этой точки зрения.

Однако последние данные заставляют усомниться в том, что в ближайшее время начнется всплеск расходов бэби-бумеров. В Италии и Японии, странах с самым высоким процентом возрастного населения, уже много лет наблюдается низкая инфляция и процентные ставки. Ученые ссылаются на «загадку декумуляции богатства». Это наблюдение, согласно которому старшее поколение тратит средства медленнее, чем предсказывает гипотеза жизненного цикла. В одной из работ 2019 года, написанной двумя экономистами Йоко Ниими и Чарльзом Хориокой, отмечается, что старики в Японии тратят всего 1-3% своего состояния в год, то есть многие уходят из жизни весьма состоятельными людьми. В случае с Италией другой экономист Луиджи Вентура обнаружил, что 40% пожилых людей, вышедших на пенсию, продолжают копить, а не тратить. Пройдитесь по любому итальянскому городу, и все станет ясно. Пожилые итальянцы любят просто посидеть и поболтать, а это бесплатно.

Проведенный анализ позволяет предположить, что загадка накопления богатства становится сложнее, поскольку бумеры более бережливы, чем предыдущие поколения. Определенные подтверждения приходят с финансовых рынков. Инвестиционные менеджеры создали индексы, отслеживающие цены на акции компаний, которые растут, когда старшее поколение тратит большие деньги. Один из индексов, составляемый MSCI, поставщиком данных, включает в себя компании, занимающиеся лечением возрастных заболеваний, отдыхом и туризмом, а также производящие средства по уходу за кожей против старения. За последние пять лет этот индекс не дотягивал до фондового рынка, принося доход на один процентный пункт меньше в годовом исчислении. Инвесторы делают ставку на то, что бумеры — это скорее скопидомы, чем транжиры.

Сегодня речь пойдет о данных по домохозяйствам в разных экономически развитых странах. Сначала обратимся к Америке. В недавнем прошлом старшее поколение поступало так, как предсказывали экономические модели. В середине 1990-х годов люди в возрасте от 65 до 74 лет тратили на 10% больше, чем получали, что сокращало их богатство. Но с 2015 года люди этого возраста уже откладывают около 1% своего дохода. Бумеры также чаще, чем предыдущие поколения, сообщают о том, что они откладывают деньги, свидетельствует исследование Федеральной резервной системы. В 1995 году 46% семей пенсионеров утверждали, что откладывали деньги в прошлом году. К 2022 году это делали 51% домохозяйств людей, вышедших на пенсию.

В Канаде уровень сбережений людей старше 65 лет падал в течение 2000-х годов. Но примерно в 2015 году, после того как бумеры начали выходить на пенсию, спад прекратился. В последнее время уровень сбережений вырос. В Южной Корее с 2019 по 2023 год норма сбережений среди людей старше 65 лет подскочила с 26% до 29%, что больше, чем в других возрастных группах. В Великобритании пенсионеры тратят все меньшую часть поступающих средств. В Австралии в начале 2000-х годов люди старше 65 лет практически не откладывали ничего из своих доходов. В 2022 году они стали сберегать 14%. В Германии с 2017 по 2022 год норма сбережений для пенсионеров выросла с 17 до 22%. В Японии уровень сбережений пожилых людей тоже растет: на долю пенсионеров приходится около 40% всех потребительских расходов, что меньше, чем десять лет назад.

Лишь немногие бумеры переселяются в небольшие дома, что позволило бы использовать деньги для более привлекательных вещей в жизни. По данным компании Redfin, занимающейся продажей недвижимости, собственники старшего возраста владеют 28% американских домов с тремя и более спальнями. Практически у любого бумера есть свободная комната в доме. В Англии около 20% всех спален являются свободными. В шикарной квартире с видом на Колизей, принадлежащей Джепу Гамбарделле, 65-летнему главному герою фильма о бумерах Рима «Великая красота», семь комнат. В ней живет только Джеп.

Важные расходы

Возможно, бумеры перестанут копить деньги. Многие из них здоровее предшественников, что позволило им отложить выход на пенсию и накопить больше денег. Во всех развитых странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) доля работающих людей в возрасте от 55 до 64 лет недавно достигла рекордного уровня в 66% по сравнению с 58% в 2011 году. Правительства принимают законы против эйджизма, поощряя пожилых людей к трудовой деятельности.

Однако могут действовать и более серьезные факторы, заставляющие бумеров неохотно тратить заработанное, что, в свою очередь, сказывается на процентных ставках и инфляции. Выделяются три фактора: «мотивы завещания», пандемия и беспокойство по поводу заботы о здоровье в глубокой старости.

Многие бумеры признают, как им повезло, что они накопили солидные средства. Они хотят передать их детям, многие из которых испытывают трудности с покупкой жилья или оплатой обучения. Исследование, проведенное в Европе, показало, что мотивы завещания часто в значительной степени объясняют, почему пенсионеры не тратят состояние. Трудно определить, насколько мотив завещания у бумеров сильнее, чем у предыдущих поколений, хотя некоторые данные указывают в этом направлении. Доля завещанного имущества в ВВП быстро растет во всем развитом мире. Например, американцы ежегодно наследуют примерно на 50% больше, чем в 1980-х и 1990-х годах. Ирландцы наследуют примерно в два раза больше.

А потом еще и пандемия. Старшее поколение подвергалось серьезной опасности из-за ковида. У многих появились привычки к отшельничеству, от которых они не спешат избавиться. В 2022 году американские бумеры тратили на еду в кафе и ресторанах на 18% меньше в реальном выражении, чем в 2019 году. Руководство компании Darden Restaurants, управляющей сетями ресторанов, специализирующихся на блюдах из пасты, недавно отметило, что покупательская способность людей старше 65 лет «все еще ниже, чем до пандемии». В Италии, еще одном месте, где подают пасту, расходы пенсионеров на рестораны стремительно падают. Потягивая коктейли в баре с видом на Колизей, вы замечаете миллениалов, представителей поколения X и некоторых представителей поколения Z. Но где же, если они так богаты, все бумеры? Теперь они покупают меньше впечатлений, многие копят деньги просто так.

Последний фактор — «риски долголетия». Многие бумеры будут жить до 100 лет и дольше, то есть треть жизни проведут на пенсии. Это создает финансовое бремя, особенно для тех, кому со временем может понадобиться круглосуточный медицинский уход. Согласно исследованию аналитического центра Employee Benefit Research Institute, в Америке доля пенсионеров, которые уверены, что у них будет «достаточно денег на пенсии», снизилась с более чем 40% в середине 2000-х годов до менее 30% сегодня.

Эти опасения меняют поведение людей. Исследование британского аналитического центра Institute for Fiscal Studies показало, что те, кто считает, что у них «нулевая» вероятность того, что им придется оплачивать долгосрочный уход, тратят состояние быстрее. Однако для многих людей, которые беспокоятся о том, что в конце концов потеряют подвижность или у них разовьется слабоумие, риски больших трат сегодня кажутся слишком высокими. В одной из работ 2014 года подсчитано, что 13,5% совокупного богатства американцев приходится на сбережения для оплаты медицинских расходов в старости. Исследователи Ниими и Хориока, рассматривая Японию, приходят к необычному выводу. Многие японские пенсионеры откладывают деньги не только на медицинский уход для себя, но и для родителей, которые еще живы. В стареющем мире забота о базовых вещах важнее, чем наслаждение dolce vita.

Источник

Exit mobile version