Site icon Идеономика – Умные о главном

Повышение или развитие: как не попасть в ловушку тщеславия должности

Фото: IBISWorld

Когда я начала работать в Google, меня быстро познакомили с должностной иерархией, которая с тех пор стала повсеместной в технологической отрасли. В зависимости от первого места работы, вас определяют на ступеньку карьерной лестницы с фиксированными достижениями, которые нужно продемонстрировать, чтобы подняться на следующий уровень.

Например, в маркетинге вы становитесь младшим продуктовым маркетологом на уровне 3, затем переходите на четвертый уровень. В инженерном деле вы становитесь ведущим инженером-программистом на уровне 5, затем штатным инженером-программистом на уровне 6 и т. д.

К каждому уровню прилагается подробная система оценок, позволяющая определить, готовы ли вы к повышению. Весь процесс повышения строится вокруг этих оценок. Они похожи на контрольный список достижений, которые вы должны продемонстрировать руководителю и коллегам.

Проблема с системами оценки, помимо того, что многие из них плохо разработаны, заключается в том, что они поощряют соответствие шаблону, который не развивается в зависимости от постоянно меняющихся требований к работе. В итоге люди делают то, что хорошо выглядит, а не то, что действительно хорошо.

Невидимые лестницы

Мы неосознанно применяем неофициальные критерии оценки во многих сферах нашей жизни. Ходим в хорошую школу, работаем в известной компании, получаем признание за свою работу в виде наград и других поощрений, встречаемся с человеком, который, как мы знаем, понравится нашим друзьям, посещаем мероприятия, на которые ходят все.

В каждой сфере жизни словно бы существуют маленькие лестницы, по которым следует карабкаться, и списки дел, которые нужно сделать, чтобы развиваться.

Наименование должности — это самая заметная лестница. Интересно, как иногда переименовываются должности. Например, уборщика называют специалистом по санитарной гигиене. Мусорщика — техником по переработке и утилизации отходов. А работник колл-центра становится сотрудником отдела коммуникаций.

«Еще в XIX веке люди стали получать необычные и фантастически звучащие названия должностей. Одна из очевидных причин — желание выделиться из толпы. Присвоение шикарного названия работе или изделию заставляло считать скучную работу значимой», — считает Алун Уити, историк из Эксетерского университета.

Именно в этом и заключается смысл большинства названий должностей: подтверждение того, кто мы есть, без необходимости объяснять, чем мы занимаемся. На самом деле, опрос 1500 офисных работников показал шокирующие результаты: 70% согласились бы на более выгодное название должности, чем на повышение зарплаты.

Это свидетельствует о глубоком несоответствии между тем, какое значение люди придают ценности, которую они приносят компании, и тем, как они хотят, чтобы их воспринимали на работе. Это также указывает на то, что люди сосредоточены на продвижении по службе, руководствуясь скорее тщеславием, чем реальным личностным ростом.

От тщеславия к развитию

Основателей стартапов часто предупреждают об опасности «ярмарки тщеславия». Бесполезные показатели — это те, что позволяют вам хорошо выглядеть перед другими, но на самом деле не помогают расти в значительной степени. В бизнесе к бесполезным данным относятся зарегистрированные пользователи, лайки в социальных сетях и просмотры страниц. К действенным показателям относятся активные пользователи и клиенты, готовые платить.

В жизни показатели тщеславия — это блестящие медали, которые мы собираем, чтобы выглядеть хорошо перед другими, например, должность на работе, впечатляющие компании или награды. В отличие от них, жизненные показатели, которые можно использовать в действии, являются реальным отражением вашего личностного роста.

Действенные показатели основаны на таких вопросах: действительно ли вы лучше справляетесь с обязанностями, чем несколько месяцев назад? Узнали ли вы что-то новое или приобрели новый навык? Независимо от названия вашей новой должности, стали ли вы на самом деле лучше?

Легко попасть в ловушку тщеславия, когда все вокруг гонятся за лучшей должностью. Вот несколько способов, которые помогут вам сосредоточиться на личностном росте, а не на видимости развития:

Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы гордиться успехами в работе и повышением в должности, это отличный стимул для укрепления самоуважения и признания вашего вклада. Только убедитесь, что личностный рост соответствует заметному продвижению, которое демонстрирует ваше положение на служебной лестнице.

Большинство успешных людей определяются не должностью, которую они занимают в компании. Самое важное — это достижения, которыми они на самом деле обладают.

Источник

Exit mobile version