Когда вы просыпаетесь утром, то не только начинаете осознавать мысли, но и переключаетесь на тело. Человек воспринимает мир не только разумом, но и как «воплощенный в теле субъект», по словам Роя Саломона, когнитивного нейробиолога из Хайфского университета в Израиле. Наше самоощущение так же связано с телом, как и с проносящимися в голове мыслями.
«Если мы хотим разобраться с самоощущением и сознанием, первое, что должны понять, — это то, как у нас возникает это ощущение, эта иллюзия, которую создает мозг, что мы существуем как тело в мире» — считает нейробиолог.
Один из подходов, который используют исследователи, заключается в изучении того, что происходит, когда телесные ощущения нарушаются. В недавней статье, опубликованной в журнале Nature Scientific Reports, Саломон и его коллеги изучили, как пережитые в прошлом состояния измененного сознания могут поменять отношение человека к телесному «я», независимо от того, возникали ли эти процессы в результате приема психоделических веществ или из-за психоза — состояния, которое иногда сопровождается галлюцинациями и бредом.
При галлюцинациях люди могут чувствовать себя оторванными от стабильного самоощущения: например, верить, что их телом управляет кто-то другой, или что они могут влиять на происходящее вокруг них. Они могут слышать голоса в голове, которые, кажется, принадлежат не им, а кому-то другому.
В ходе исследования ученые использовали «иллюзию резиновой руки», которая вызывает странное ощущение, что фальшивая рука принадлежит вам (иллюзия возникает, если наблюдать, как к резиновой руке прикасаются точно так же, как к настоящей, скрытой от глаз). «Люди знают, что резиновая рука — не настоящая, — поясняет Саломон. — Но мы обманываем мозг, заставляя его чувствовать, что она реальная». Иллюзия дает несколько впечатляющих эффектов: уменьшение притока крови к настоящей руке и побуждение людей реагировать на потенциальные угрозы для резиновой руки так же, как на угрозы для настоящей части тела.
Команда Саломона провела исследование с «иллюзией движения фальшивой руки», сходный эксперимент, который вызывает дополнительное ощущение контроля над рукой. В ходе исследования скрытая рука человека соединяется с резиновой, так что когда он двигает настоящей кистью, резиновая тоже двигается. «Это создает очень сильное ощущение контроля», — поясняет ученый.
Исследователи поменяли условия эксперимента, что позволило изменить ощущение контроля. Например, у некоторых участников, когда они двигали указательным пальцем, вместо него двигался средний палец резиновой руки. Или резиновая рука двигалась с небольшой задержкой после настоящей. Предыдущие исследования показали, что такие изменения обычно сбивают с толку или ослабляют ощущение контроля у человека.
В ходе нового исследования были набраны три группы участников: те, у кого в прошлом был опыт приема психоделических веществ, люди, страдающие психозами в прошлом, и контрольная группа. Все они прошли через эксперименты со статическим и динамическим положением резиновой руки, в которых движение совпадало или не совпадало с реальной. Во время основной иллюзии все испытывали чувство, что резиновая рука — настоящая. Но в эксперименте с динамикой фальшивой руки группа пациентов с психозом испытывала меньшее чувство власти над ней, чем другие участники: они не чувствовали, что контролируют резиновую руку, и не чувствовали, что она принадлежит им. «Даже когда пациенты с психозом управляли пальцем, они не чувствовали, что контролируют его», — говорит Саломон.
Полученные результаты помогают лучше понять, что именно нарушается при психотических расстройствах, по крайней мере, когда речь идет о телесном «я». Обычно мы осознаем, что тело принадлежит нам и что мы контролируем движения, благодаря сенсорной интеграции того, как видим и чувствуем тело, перемещающееся в пространстве и прикасающееся к предметам. Вот почему эти иллюзии работают: они объединяют вид руки, к которой прикасаются, с физическими ощущениями. Результаты исследования показывают, что у людей, переживших опыт психоза, может быть нарушено взаимодействие с органами чувств.
Если выводы верны, это объясняет, почему иногда такие люди чувствуют, что кто-то другой имеет над ними власть, или наоборот, что они влияют на события или других людей. Здесь также уместна существующая теория о том, что слуховые галлюцинации на самом деле являются внутренним голосом, но человек не может этого осознать. Аналогичным образом в экспериментах с виртуальной реальностью Саломон и его коллеги доказали, что у людей с психозом снижена способность (по сравнению со здоровыми участниками) различать собственные действия по перемещению виртуальной руки и аналогичные действия компьютера.
Саломон с удивлением отмечает, насколько устойчивой может быть связь с телом. Нейробиолог не ожидал, что группа с опытом приема психоделиков (в некоторых случаях, довольно продолжительным) будет реагировать на иллюзии резиновой руки так же, как и контрольная группа. Они ощущали такое же владение телом и чувство контроля, как и те, кто не имел подобных опытов.