Может ли коуч, тренер личностного роста, привести вас к успеху? Все больше людей верят в это. Они обращаются к профессионалам, которые обещают самосовершенствование, изменение отношения к жизни, новые привычки, переход на путь личных и профессиональных побед.
Лайф-коучинг — это обширная и многогранная индустрия, в которую входят коучи по карьере, финансовые коучи, коучи по счастью и коучи по расширению возможностей. В этой области крутятся большие деньги, и она все время расширяется: по оценкам Международной федерации коучинга, стоимость индустрии составляет 4,56 миллиардов долларов, а в период с 2019 по 2022 год число лайф-коучей выросло на 54 %, что делает эту профессию одной из самых популярных. По словам экспертов, этот бум происходит одновременно с расширением области «саморазвития», которое продолжается последние 15 лет.
Пандемия стала катализатором двух серьезных изменений, которые открыли возможности для бизнеса начинающих лайф-коучей. На протяжении последних нескольких лет многие люди испытывали проблемы с психическим здоровьем или сталкивались с переоценкой приоритетов, целей и ценностей.
«Многие сегодня чувствуют себя растерянно и нуждаются в поддержке из-за пандемии и ее последствий, — говорит Эмили Магуайр, консультант по карьере и лайф-коуч. — Если вы посмотрите на данные об интернет-поиске на эту тему, то обнаружите, что чаще всего люди ищут тех, кто специализируется на карьерном коучинге, СДВГ, уверенности в себе, отношениях и тревожности».
Магуайр также добавляет, что лайф-коучинг переживает невероятный подъем благодаря социальным сетям. Теперь часто можно увидеть людей, продающих не только профессиональные услуги коучинга, но и образ жизни на платформах соцсетей. По обещаниям, новый курс — это прямой путь к такой же идеальной жизни.
Для многих людей лайф-коучинг дает нужный импульс или ясность, в которых они нуждаются, будь то борьба с невзгодами, поворот в карьере или поиск нового стимула. Тем не менее некоторые эксперты и клиенты говорят, что эта система делает людей уязвимыми для мошенничества, когда любой может назвать себя коучем. Это вызывает беспокойство, ведь характер этой сферы непрозрачен и никем не регулируется.
Хотя в некоторых странах для лайф-коучей существуют аккредитационные организации, никаких юридических требований для перехода в эту профессию просто нет. (А публично заявить, что вы коуч — вообще ничего не стоит). Эта сфера является чем-то вроде Дикого Запада, что оставляет свободу действий для неквалифицированных людей и мошенников.
«У коуча может быть диплом психолога, а может, и нет, равно как и специальное образование или опыт в той сфере, которой он обучает людей», — отмечает Джейн Мари, журналист, которая в подкасте The Dream исследует причины, по которым люди оказываются втянутыми в аферы многоуровневого маркетинга, финансовые пирамиды и секты.
50-летняя Анжела Лаурия открыла для себя лайф-коучинг когда потеряла работу и боролась с послеродовой депрессией. Изначально заинтересовавшись программой, направленной в первую очередь на снижение веса, Лаурия записалась на выездной семинар стоимостью 2 000 долларов. «Только в первый год я потратила 14 000 долларов на работу с лайф-коучем, а в последующие годы, вероятно, 100 000 долларов», — вспоминает она. Она также оплатила дополнительные курсы и наставничество у других лайф-коучей, которых рекомендовал ее основной тренер. Лаурия считает, что ее лайф-коуч использовал тот факт, что многие клиенты были женщинами, переживающими сложные времена.
«Я думаю, что в любой ситуации, когда бизнес специально нацелен на отчаявшихся клиентов, может быть совершено мошенничество, — отмечает Джейн Мари. — В девяти случаях из десяти этого не происходит, и это замечательно. Но если вы не состоялись как актер, вы легко можете стать лайф-коучем или тренером по отношениям и убедить людей потратить свои сбережения на недостижимые цели».
Недобросовестные тренеры, взимающие большие суммы за некачественные услуги, влияют не только на таких людей, как Лаурия. Магуайр говорит, что это также вредит репутации профессионалов, которые пытаются сделать что-то полезное в этой сфере.
«К сожалению, я неоднократно сталкивалась с подобной ситуацией. Кто-то называет себя профессионалом… дает плохие советы и использует людей в своих интересах, — говорит она. — Именно такие люди создают дурную славу для всех остальных». Это не должно отталкивать людей от обращения к услугам лайф-коуча, особенно если многие клиенты отмечают, что получили пользу от процесса.
Например, 27-летняя Тирни Претцер из Сан Франциско, одна из таких людей. Она работала в отделе продаж и маркетинга в стартапе и никак не могла решить, что ей делать с карьерой и остальной жизнью. «У меня было общее ощущение, что я увязла», — говорит она. От знакомых Тирни услышала, что работа с лайф-коучем может стать решением проблемы. Она так и сделала и нашла поддержку, на которую надеялась. Тирни сменила работу и говорит, что теперь по-новому относится к принятию важных жизненных решений.
Хотя не существует стандартных дипломов или обязательных документов для присвоения звания лайф-коуча, Макгуайр говорит, что ассоциации коучинга требуют от своих членов пройти определенное количество часов обучения или устанавливают этические стандарты, которых необходимо придерживаться при ведении практики.
Тем не менее здоровая доля скептицизма не помешает, и Лаурия рекомендует действовать с осторожностью. «Просто спросите тренера, сколько процентов его бизнеса составляет привлечение клиентов для других специалистов, позвоните хотя бы трем бывшим клиентам и не оплачивайте услуги тех, кто не хочет предварительно встретиться с вами лично, — советует она. — А так же тех, кто требует решительного ответа прямо сейчас: дефицит и срочность часто надуманы».