Тысячи сотрудников крупнейшего в Европе софт-разработчика SAP подписали письмо о том, что чувствуют себя «преданными» из-за «радикального изменения курса» компании в отношении возвращения в офис. Многие из них вместо полного возвращения или присутствия на работе три дня в неделю, что планируется с апреля, угрожают покинуть ее вовсе.
Налицо резкая смена доковидного подхода, позволявшего значительной части сотрудников SAP работать удаленно. Еще в 2021 году генеральный директор Кристиан Кляйн характеризовал SAP как «место работы, стопроцентно гибкое и основанное на доверии». Но, как и у многих руководителей, его мнение стало иным, когда динамика рынка труда начала меняться в пользу работодателей. На фоне сообщений о высоких доходах компании за прошлый месяц Кляйн выразил разочарование по поводу влияния удаленной работы на культуру SAP.
«Я не очень верю, что с помощью платформы видеоконференций вы сможете понять нашу культуру, пройти обучение и получить возможность выполнять свою работу наилучшим образом», – приводит его слова агентство Bloomberg.
Немецкий софт-гигант является одной из нескольких крупных компаний (среди них Google, AT&T, Goldman Sachs и Bank of America), которые свою позицию по поводу присутствия в офисе сменили с гибкой на жесткую, тем самым дав понять, что дни тотальной удаленной работы закончились. Они отказываются от попыток заманить сотрудников в офис бесплатными обедами, взносами на благотворительность и концертами, применяя более репрессивные меры. Но некоторые люди готовы скорее уволиться, чем подчиниться.
За две недели после объявления SAP о возвращении в офис письмо против этого решения подписали более 5000 сотрудников. Профсоюз работников SAP в Европе счел такую политику компании «необоснованной» из-за предварительных гарантий, данных по поводу удаленной работы.
Джоэлин Перри, представитель SAP, заявила, что в «переходный период» до апреля компания надеется обсудить с персоналом парадигму гибридной работы.
«Достижение правильного баланса между удаленной работой и присутствием в офисе помогает стимулировать производительность, инновации и благополучие сотрудников, – ответила она в письме The Washington Post. – Мы меняем нашу гибкую политику занятости в соответствии с лучшими практиками рынка и нашим собственным опытом лидера в гибридной работе».
Спустя три года борьба за личное присутствие в офисе так и остается ожесточенной. В январе Bank of America разослал «воспитательные письма» сотрудникам, не шедшим навстречу офисным ожиданиям компании, и пригрозил им дисциплинарными мерами, если они не выполнят требования в течение двух недель. В 2023 году, согласно данным Live Data Technologies, вероятность увольнения работающих удаленно была на 35% выше, чем у тех, кто работал в офисе полностью или гибридно.
Некоторые компании, проводившие во время пандемии гибкую политику, попробовали привязать посещение офиса к аттестациям, другие просто угрожают увольнять тех, кто бывает там недостаточно часто. Прошлым летом Google предприняла жесткие меры, чтобы обеспечить свое требование вернуться в офис. У не выполняющих его сотрудников это способно сказаться на аттестации и ограничить их возможности продвижения по службе. Сходным образом и Goldman Sachs в августе напомнил тем, кто не соблюдал требование о пятидневном пребывании в офисе, что это отразится на том, как они будут оцениваться.
Однако, по мнению некоторых сотрудников, эти требования необоснованны и используются работодателем как способ их уволить.
«Есть руководители, которые считают возвращение в офис способом убить двух зайцев», – говорит Энди Челленджер, старший вице-президент рекрутинговой компании Challenger, Gray & Christmas. Он отмечает, что компании, слишком упорно требующие возврата в офис, должны быть готовы к борьбе: «К настоящему моменту мы видели уже немало бунтов».
Например, в AT&T более 60 тысяч менеджеров были обязаны с июля вернуться в офис на гибридной основе. Но компания сократила количество офисов для них, из-за чего некоторым стало труднее или вообще невозможно добираться до работы. По словам сотрудников, это требование распространяется и на тех, кто работал удаленно до пандемии, и на тех, кто в пандемию был нанят именно на удаленную работу. Они заявляют, что в рамках этого требования большинству не было предложено какой-либо помощи в релокации. Это подтвердил во время недавнего совещания в мэрии и технический директор компании Джереми Легг. По его словам, неудивительно, «что есть люди, которые недовольны».
В результате, по сообщениям сотрудников, некоторые ждут увольнения или ищут новые варианты.
В таком же затруднительном положении, получив похожее распоряжение, оказался и персонал приложения для знакомств Grindr. Людей обязали работать в определенных офисах независимо от их места жительства. Для некоторых это означало ехать через всю страну. Причем это касалось и тех, кто считал свой удаленный режим постоянным. В результате, из 178 сотрудников Grindr уволилось, по их информации, около 45%.
Пандемия показала, что с такими технологиями, как Zoom, Microsoft Teams и Slack, люди могут эффективно работать из дома и взаимодействовать с коллегами по команде, находясь в разных местах. До того как со спадом пандемии изменился курс, многие компании высоко оценивали способность персонала сохранять продуктивность при удаленной работе.
Но даже Zoom – фаворит пандемии, позволивший миллионам людей во время карантина работать удаленно, – призвал вернуться в офис. В августе прошлого года компания попросила сотрудников, живущих в радиусе 50 миль, приходить в офис два дня в неделю, внушая, что им самим необходим опыт гибридной работы, чтобы создавать для нее более качественные продукты.
Для многих работников эти требования лишены смысла, и некоторые исследования подтверждают эту точку зрения. Одно из недавних показало, что подобные требования не помогают компаниям больше зарабатывать.
«Мы не наблюдаем значительных потерь в производительности или вовлеченности [при удаленной работе], поэтому обязательное присутствие на рабочем месте сигнализирует о недоверии и обесценивает то, чем сотрудники занимались последние несколько лет, – сказала Анника Джессен, директор по исследованиям консалтинговой компании Gartner. – Неудивительно, что они чувствуют себя преданными».
Заполняемость офисов в крупнейших бизнес-центрах страны в прошлом году колебалась в районе 50% от допандемийного уровня, несмотря на требования работодателей больше времени присутствовать там лично. Но в 2024 году появились некоторые признаки, что подобные распоряжения могут производить определенный эффект: по данным Kastle Systems, средний по стране уровень заполняемости офисов в конце января достиг 51,8%, или постпандемийного максимума.
Недостатки удаленной работы сильнее сказались на молодых сотрудниках, которые в эпоху Zoom испытывали сложности в выстраивании отношений с коллегами и наставниками. Именно они, согласно опросу Pew Research Center 2023 года, сталкиваются с более высоким уровнем выгорания и отстраненности. Многие руководители отмечают, что именно молодые люди сильнее других стремятся вернуться в офис.
Кайла Флик, 25-летний инженер в General Mills (Мерфрисборо, Теннесси), рассчитывала на большую предсказуемость работы. Но была поражена текучкой кадров на предприятии, наблюдая, как коллеги и наставники приходят и уходят. По ее словам, многие из них нашли более гибкую занятость, но сама она не представляет себе работу без личного присутствия.
После пандемийной изоляции и перерыва в учебе в колледже, она наслаждается возможностью личного общения с коллегами, особенно с начинающими карьеру. Живя в Нэшвилле, она добиралась до работы за 40 минут, но недавно переехала в Мерфрисборо, чтобы быть ближе к предприятию и друзьям. Ей нравится проводить время с коллегами, играть в волейбол и устраивать пикники.
«У нас неплохо получается договариваться, чтобы выйти пораньше и встретиться в парке, и кто-нибудь берет с собой охлажденные напитки, – говорит Флик. – Такие вещи мне действительно нравятся».
Джессен из Gartner заявляет, что компаниям, не выдвигавшим строгих офисных требований, надо быть готовыми к уходу наиболее талантливых сотрудников, миллениалов и женщин. Взамен этого, по ее словам, работодателям стоит проанализировать баланс издержек и приобретений с позиции сотрудников, которые хотят чувствовать себя способными на результат, самостоятельными и причастными.
«Получайте от сотрудников обратную связь, что работает, а что нет, и будьте готовы адаптировать и корректировать политику, – говорит она. – Это иное, чем всё или ничего».