Site icon Идеономика – Умные о главном

Теплое сияние: как дарение поддерживает человечность

Фото: wildolive/Flickr

Вы уже приготовили подарки на праздники? Если вы чем-то похожи на меня, возможно, будете тянуть до последнего момента. Но независимо от того, стоят ли они уже упакованными или вы будете штурмовать магазин в канун Рождества, дарить подарки – это странная, но чрезвычайно важная часть человеческого бытия.

Работая над своей новой книгой «Так много вещей» (о том, насколько человечество стало зависеть от инструментов и технологий за последние 3 млн лет), я увлекся темой, зачем раздаются вещи. Зачем людям просто так отдавать что-то ценное, если можно использовать это самим?

Для меня как антрополога это очень значимый вопрос, поскольку дарение подарков имеет древние корни. Этот ритуал можно найти везде – во всех известных культурах.

Так чем же объяснить силу подарка?

Несомненно, подарки служат разным целям. Некоторые психологи описывают «теплое сияние» – внутреннее удовольствие, связанное с дарением. Теологи отмечают, что в католицизме, буддизме и исламе дарение является способом выражения моральных ценностей, таких как любовь, доброжелательность и благодарность. А философы – от Сенеки до Фридриха Ницше – считали дарение лучшим проявлением бескорыстия. Неудивительно, что подарки являются центральной частью Хануки, Рождества, Кванзаа и других зимних праздников, и что у некоторых людей даже может возникнуть соблазн отнести к ним и Черную пятницу, открывающую сезон распродаж в конце года.

Но из всех объяснений, почему люди дарят подарки, самым убедительным мне кажется предложенное в 1925 году французским антропологом Марселем Моссом.

Дарить, принимать, отвечать взаимностью

Как и многие антропологи, Мосс был озадачен обществами, в которых подарки раздавались слишком щедро.

Например, на северо-западном побережье Канады и США коренные народы проводят церемонии потлача. На этих многодневных пирах хозяева раздают огромное количество имущества. Вспомним знаменитый потлач 1921 года, проведенный вождем индейского племени квакиутлей, который раздарил членам общины 400 мешков муки и гору одеял, швейные машины, мебель, каноэ, моторные лодки и даже бильярдные столы.

В известном эссе «Дар», впервые опубликованном почти сто лет назад, Мосс рассматривает потлачи как экстремальную форму дарения. Тем не менее, он полагает, что подобное поведение характерно практически для каждого человеческого общества: мы отдаем вещи даже в том случае, если оставить их у себя имеет больший экономический и эволюционный смысл.

Мосс заметил, что дары порождают три отдельных, но неразрывно связанных действия – дарение, принятие, взаимное дарение.

Первый акт определяет добродетели дарителя, который подарком выражает свою щедрость, доброту и благородство.

Акт принятия подарка, в свою очередь, показывает готовность человека быть одариваемым и удостоиться чести. Для получателя это способ показать свое великодушие, готовность принять то, что ему предлагают.

Третья составляющая – это взаимность, возвращающая в натуральной форме то, что было подарено в начале. По сути, это ожидание, явное или неявное, что человек, получивший подарок, «вернет» его дарителю.

Но как только первоначальный даритель получит что-то обратно, он, конечно, должен это вернуть еще одним подарком тому, от кого его получил. И, таким образом, это превращается в бесконечный цикл дарения и принятия, снова дарения и снова принятия.

Последний шаг – взаимность – делает подарки уникальными. В отличие от покупки в магазине, при которой обмен заканчивается передачей денег за товар, дарение подарков создает и поддерживает отношения. Эти отношения между дарителем и получателем связаны с моралью. Дарение является выражением справедливости, поскольку каждый новый подарок обычно имеет равную или большую ценность по сравнению с предыдущим. А подарки – это выражение уважения, они демонстрируют готовность оказать честь другому человеку.

Они, таким образом, объединяют людей. Удерживают их в бесконечном цикле взаимных обязательств.

Дарить лучшее

Но не слишком ли усердно, хотя и неосознанно, современные потребители воплощают в жизнь теорию Мосса? Ведь многие люди сегодня страдают не столько от недостатка подарков, сколько от их избытка. При этом многие подарки просто выбрасываются.

Современная практика дарения может вызывать и благоговение, и негодование. С одной стороны, даря подарки, вы участвуете в древнем действе, которое с помощью создания и развития отношений делает нас людьми. С другой стороны, видимо, некоторые общества используют время праздников как предлог, чтобы просто потреблять всё больше и больше.

Однако идеи Мосса не способствуют безудержному потреблению. Напротив, его объяснение дарения предполагает, что чем более значимым и личным является подарок, тем о большем уважении он свидетельствует. Подарок, который продуман по-настоящему, с гораздо меньшей вероятностью окажется на свалке. Вещи раритетные, получившие новую жизнь или сделанные своими руками, как и персонализированные впечатления – например, гастрономический тур или полет на воздушном шаре, – могут оказаться более ценными, чем дорогие товары массового производства, которые создаются на другом конце света, отправляются через океаны и упаковываются в пластик.

Качественные подарки могут не только говорить о ваших ценностях, но и поддерживать ваши отношения на более глубоком уровне.

 

Источник

Exit mobile version