€ 98.90
$ 92.40
Подозрительно хорошо: на чем основан страх счастья

Подозрительно хорошо: на чем основан страх счастья

Автор The Washington Post Бет Левин о том, почему многие люди испытывают тревогу, если все складывается как надо

Образ жизни
Фото: BH Living Magazine

После того как мой будущий муж предложил мне выйти за него — чего я действительно хотела — меня охватила сильная тревога. Когда я забеременела, чего тоже очень хотела, произошло то же самое. Сказочный отпуск? Мне спокойнее в кабинете стоматолога. Испытывая радость, я на мгновение ощущаю прилив счастья, а затем он тут же сменяется всепоглощающим чувством, что должно произойти нечто поистине ужасное, что отнимет у меня все это.

Такое чувство, что если я счастлива, то Бог (или тот, кто за всех нас в ответе), увидит, что я потеряла бдительность, и спустит с небес на землю. Суеверные люди называют это «сглазить». Если вы слишком расслабитесь, выразите радость или будете ждать, что произойдет что-то хорошее, то вам вправят мозги. Я всю жизнь избегаю сглаза, обычно используя извечный и безотказный метод: трижды сплюнуть, когда говорю что-то позитивное. «Кажется, мой синусит наконец-то прошел! Тьфу-тьфу-тьфу». Это настолько укоренилось, что я даже не осознаю, что делаю так в половине случаев.

Есть такое понятие, как херофобия, или боязнь счастья. Хотя оно не считается признанным психическим заболеванием (его нет в диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам), исследования показывают, что это реальная проблема для многих людей.

В мета-анализе 2016 года профессор психологии Сэм Уайнер представил теорию обесценивания вознаграждения. Согласно ей, некоторые люди, страдающие депрессией, избегают положительных эмоций из-за прошлого опыта негативных результатов. Люди, находящиеся в депрессии и испытывающие тревогу, казалось, были начеку, ожидая, что может произойти что-то плохое; они чувствовали, что все идет слишком хорошо, чтобы быть правдой, и должен быть какой-то подвох. Но только депрессивные люди полностью избегали позитива. Персонаж знаменитого «Побега из Шоушенка» говорил: «Надежда — опасная вещь».

Детство, карма и страх

В исследовании, опубликованном в журнале Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, ученые Университета Миссисипи использовали теорию обесценивания вознаграждения Уайнера, чтобы изучить связь между конкретными мыслями, связанными с избеганием позитивных аспектов, и поведением.

«Для некоторых людей прошлый опыт счастливых ситуаций, которые затем обернулись негативом, может изменить их переживания радости, заставляя бояться того, что будет дальше. Так что, в какой-то степени, «быть начеку» — это механизм адаптации. Если может случиться что-то плохое, то, по крайней мере, вы можете к этому подготовиться», — говорит один из авторов исследования Майкл Р. Галлахер.

34-летний Дерек Фэрроу, сотрудник пожарной службы Лос-Анджелеса, испытывающий страх перед счастьем, отмечает: «Я видел неудачные торжества и ужасные разводы, и у меня были друзья, погибшие при исполнении служебных обязанностей. И я думаю, что если это может случиться с ними, то это может случиться с каждым. Я боюсь, что если я ослаблю бдительность и буду откровенно наслаждаться чем-то, это плохо кончится. И со мной произойдут ужасные вещи».

Исследование 2022 года, в котором принял участие 871 человек из разных стран, было посвящено феномену неприятия счастья. Оно показало, что наиболее сильными связанными факторами являются перфекционизм, несчастливое детство, одиночество и вера в карму и черную магию.

Проблема перфекциониста

Мохсен Джошанлу, профессор кафедры психологии южнокорейского университета Кеймюнг, автор исследования, поясняет: «Перфекционисты могут воспринимать счастье и веселье как препятствия на пути к совершенству и безупречности. А несчастливое детство, помимо прочего, означает взросление в семье, где трудно испытывать счастье, делиться или создавать его. У детей, выросших в таких условиях, может развиться эмоциональный дефицит и трудности с регулированием своих эмоций, в том числе положительных».

Кроме того, Джошанлу и соавторы сообщили, что в разных культурах существует целый ряд различных причин, по которым люди заявляют о своем неприятии счастья, включая следующие: «счастье приводит к тому, что с вами случаются плохие вещи, счастье делает вас хуже, выражение счастья и стремление к нему вредно для вас и других».

Детская писательница Джей де ла Вега из Калифорнии считает, что ее беспокойство о счастье связано с перфекционизмом, который воспитали в ней в детстве благонамеренные родители, желавшие, чтобы она старалась изо всех сил и использовала любую возможность. «Ко второму классу я уже читала на уровне средней школы и занималась алгеброй. Но в глубине моего сознания всегда сидела мысль о том, что я должна быть лучше, что этого никогда не бывает достаточно», — вспоминает она. В результате, независимо от того, насколько она успешна как автор, де ла Вега чувствует, что не может быть счастлива в данный момент. Всегда есть страх, что неудача не за горами.

Для 37-летней Кары Пэйтон из Оверленд-Парка, штат Кан, идея о том, что счастье может принести несчастье, воплощалась в реальность в детстве. «В моем доме легкомыслие или общее счастливое поведение обычно встречалось дисциплинарным окриком с другого конца дома. В конце концов я поняла, что смех и игры разрушительны. И только спустя годы, когда я набросилась на своих детей за то, что они смеялись «слишком громко», то осознала, что меня учили подавлять счастье», — вспоминает она. С тех пор Пэйтон создала подкаст «Привычка счастья», в котором рассказывает о своем пути к беспрепятственному позитиву.

Джошанлу отмечает, что эффективное преодоление страха перед счастьем требует целостного и многоступенчатого подхода, который начинается с самоанализа и признания своего нежелания принимать и наслаждаться счастливыми переживаниями.

Очень важно определить, существует ли этот страх счастья наряду с другими проблемами психического здоровья, такими как депрессия или тревожность, или же он существует изолированно. Он говорит: «Затем было бы полезно изучить причины страха перед счастьем, которые зависят от конкретного человека. Понимание этих глубинных причин позволяет людям встать на путь осознанных и продуманных шагов по борьбе со своим неприятием счастья. Развитие навыка управления эмоциями всегда помогает уменьшить страх перед счастьем и открыться новому».

Четыре вопроса для самоанализа

Пейтон научилась преодолевать привычку бояться, задавая себе четыре вопроса от Байрона Кейти, который предлагает людям перестроить свое мышление, чтобы оспорить и ослабить вредное воздействие давно укоренившихся убеждений:

  1. Правда ли это?
  2. Могу ли я быть абсолютно уверен, в том, что это правда?
  3. Как я веду себя, когда считаю это правдой? (И что происходит?)
  4. А что было бы, если бы я думал по-другому?

Эти вопросы помогают Пейтон бороться с негативными мыслями, которые проносятся в ее голове, когда она сталкивается со счастьем. «Делая паузу, наблюдая и осознавая, я могу проследить за своими представлениями и отделить их от реакции страха», — объясняет она.

Фэрроу посещает сеансы психотерапии, чтобы помочь себе не унывать. Он говорит: «Это не безупречный способ, но я определенно вижу, что он помогает. Я даже могу подумать о прошлых достижениях и найти время, чтобы подбодрить сам себя. Затем я говорю себе, что все, что произойдет завтра, произойдет независимо от того, как я к этому отношусь, так что я вполне могу получить немного счастья сейчас».

Де ла Вега справилась со своей тревогой по поводу счастья с помощью психотерапии, лекарств и поддержки мужа-оптимиста. Когда она чувствует, что сдает позиции, то звонит подруге и немного хвастается. «Это все еще не кажется правильным, но помогает мне почувствовать, что мои эмоции оправданы», — считает она.

Она также пытается распространить эту идею через свои книги для детей на двух языках. Она говорит: «Я стараюсь сделать главных героев сильными и сознательными, чтобы будущие поколения знали, что быть такими нормально».

Честно говоря, я понятия не имею, откуда взялась моя тревога о счастье. У меня было прекрасное детство с родителями, которые больше всего на свете любили смеяться. Поэтому, когда родился мой сын, я дала себе обещание, что не передам ему свои тревоги. Я хотела, чтобы он не боялся счастья, поэтому изо всех сил старалась радоваться жизни вместе с ним, не озираясь в страхе по сторонам. Это в какой-то степени работает; что-то вроде старой идеи «делай вид, что так и есть, пока оно не станет правдой». И на самом деле, когда мой сын недавно женился, я была на седьмом небе от счастья.

Тьфу-тьфу-тьфу.

Источник

Свежие материалы