В мире вещей, где выбор так бесконечен, каждая покупка может завести в моральное болото. Становитесь ли вы плохим человеком, если покупаете изделия из кожи? А как насчет искусственной кожи? Ее покупать более этично? Разговоры об этике потребления наполнены противоречиями. Выбор зависит от системы ценностей каждого человека. Лишь в одном все должны сойтись: мы можем делать больше для того, чтобы покупать меньше у гигантов быстрой моды. О том, почему пришла пора переосмыслить моду на новые вещи, рассказывает автор Vox Иззи Рамирес.
Когда вы говорите об этике потребления публично, то рискуете встретить несколько типов сопротивления. Самый распространенный таков: быстрая мода доступна людям с низким уровнем дохода и разновозрастным потребителям. Так решаются сразу две большие проблемы. И в вакуумной среде это было бы хорошо. Но контекст более широк и сложен.
Эксперты, работающие в области моды и изучающие ее, много лет бьют тревогу: чрезмерное потребление одежды наносит ужасный вред окружающей среде и самым бедным слоям населения земного шара. Бум быстрой моды, когда ритейлеры имитируют модные образы подиумной или уличной одежды и массово производят их по относительно низким ценам, стимулирует людей постоянно покупать новую одежду, не задумываясь о последствиях.
У каждого предмета одежды две цены: та, которую мы тратим на ее покупку, и другая, реальная. Она учитывает климатические последствия производства и доставки и уровень жизни людей, которые осуществляют этот процесс. Если футболка стоит дешево, то сколько стоит труд того, кто ее сшил?
Все повседневные товары — от блендеров до тракторов — за последнее десятилетие стали более низкого качества. Причина — чрезмерное потребление и стремление к перепроизводству. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо разгоняться, и производители просто не успевают делать что-то высокого качества, соблюдая при этом этические и экологические нормы. Но если проблема одноразовых вещей всем понятна и обсуждается, для индустрии быстрой моды это совсем не характерно. Покупатели не желают анализировать свои потребительские привычки, а производители не дают достаточной информации о влиянии на окружающую среду и права человека. Сама тема моды многим кажется несерьезной, а чрезмерное потребление одежды — нормальным.
«Одежда — это не что-то легкомысленное, это касается каждого, — говорит Джей Ди Шадель, главный редактор Good on You, сайта, оценивающего моду. — Я не думаю, что мы имеем право нарушать права других людей ради собственной элегантности. Быстрая мода внушила нам ложь о том, что, чтобы быть целостным человеком, нам нужно больше одежды, но это неправда».
Шкафы жителей развитых стран переполнены. Мега-ритейлеры выпускают тысячи дешевых моделей в день, а влиятельные люди в соцсетях рекламируют ежемесячный ритуал прощания с устаревшей одеждой, которая просто выкидывается, при этом многое не надевалось ни разу. И если подсчитать, сколько одежды оказывается на свалках по всему миру, еще как-то можно, то узнать, сколько изделий производится в масштабах всей отрасли, сложнее. Согласно отчету Fashion Transparency Index за 2023 год , подготовленному некоммерческой организацией Fashion Revolution, только 12% брендов публично раскрывают количество ежегодно производимой продукции. По некоторым оценкам, количество выпущенной одежды в год приближается к 150 миллиардам. Для 8,1 миллиарда человек, проживающих на планете, это слишком много.
«Бизнес-модель модной индустрии имеет изъян, заключающийся в том, что она не ценит продукты, которые производит, — говорит Холли Сиретт, директор по устойчивому развитию компании Global Fashion Agenda. — Только 30% произведенной одежды продается по полной цене, 30% продается со скидкой, а еще 30% не продается вообще».
Между тем, мировые текстильные отходы видны из космоса. В чилийской пустыне Атакама свалка никому не нужно гниющей одежды занимает более 3 квадратных километров. Полиэстеровый фаст-фэшн, привезенный из США, Европы и Азии, будет разлагаться столетиями, выделяя химикаты в воду, почву и воздух. И в отличие от пищевых отходов, синтетические ткани не превратишь в компост. Натуральные ткани тоже создают немало проблем. Хлопок, шерсть, шелк, кожа требуют большого количества животных, а значит — земли, растений, воды. По недавним оценкам ООН, на индустрию моды приходится 2-8% глобальных выбросов парниковых газов; доля выбросов отрасли может вырасти на 50% к 2030 году.
Но сильнее всех уже сегодня от индустрии моды страдают сами люди: во всем мире в производстве текстиля и одежды занято около 60 миллионов человек, большинство из которых — жители развивающихся стран, где труд рабочих почти никак не регулируется и не защищается. Так что ваши леггинсы и свитера шьются и вяжутся в ужасных условиях за низкую плату. Многие работники получают менее половины прожиточного минимума, а труд женщин и детей в цепочке поставок оплачивается еще меньше.
Недовольство быстрой модой растет с 2000-х годов, и критика, направленная на H&M и Zara, сейчас переключилась на крупнейшего производителя — Shein, чье поощрение чрезмерного производства фактически поставило индустрию на стероиды. Шэн Лу, профессор Университета Делавэра, изучающий швейную промышленность, проанализировал продукцию Shein по сравнению с другими ритейлерами быстрой моды в 2022 году. По его данным, за 12 месяцев у Gap было около 12 000 различных стилей, у H&M около 25 000, Zara набрала около 35 000. У Shein их набралось 1,3 миллиона. Имейте в виду, это не общее количество отдельных предметов одежды, а количество стилей.
Недавно одна из популярных авторов TikTok рекламировала симпатичную рубашку с трафаретным принтом, которую недавно купила у местного бренда. Один из подписчиков отругал ее за покупку топа стоимостью около 40 долларов. «Как вы можете делиться впечатлениями от такой дорогой покупки со своей студенческой аудиторией?» — негодовал подписчик.
40 долларов — это не пустяки. Но если учесть рабочую силу, производственные затраты и накладные расходы, трудно сказать, что это неэтичная и неразумная цена. Как объяснила Аджа Барбер, автор книги «Потребление: необходимость коллективных перемен», подавляющее большинство людей, особенно молодых, не знают, сколько на самом деле стоят вещи.
«Нам необходимо обучать молодое поколение, потому что оно на самом деле не знает, как выглядит мир без быстрой моды, — уверена Барбер. — Мы не можем винить их за то, чего они не знают».
По мнению экспертов, с которыми я беседовал, основным аргументом для многих сторонников быстрой моды является то, что покупка дешевой одежды является необходимостью. Бедность ограничивает возможности, а многим не хочется отставать от моды. Но этот аргумент не выдерживает критики. Бедняки не являются причиной чрезмерного потребления, так как не могут позволить себе покупку сразу нескольких вещей. И их разовые приобретения никак не могут помочь компании достичь сверхприбыли. Основные потребители быстрой моды — это люди, которые могут позволить себе более дорогие вещи, но пользуются дешевыми, чтобы покупать больше. Больше, чем нужно или чем будет когда-либо использовано. Когда защитные организации убеждают людей покупать меньше или вообще игнорировать компании быстрой моды, они обращаются не к бедным слоям населения с призывами ходить обнаженными. Эти просьбы обращены к тем, у кого есть роскошь выбора.
Дело не просто в том, что потребители лгут самим себе, чтобы чувствовать себя хорошо от своих покупок: благодаря индустрии моды работает целая машина дезинформации. Бренды быстрой моды прилагают огромные усилия, чтобы скрыть то, что происходит за закрытыми дверями производственных цехов. Для преданных покупателей недостаточно поверхностных доказательств и домыслов. «Как я могу верить им, если это ничем не подкреплено?» — заявил один из фанатов Shein в New York Times в прошлом году. А когда независимые эксперты находят доказательства и указывают на неприглядную истину, то бренду достаточно пригласить к себе нескольких иностранных влиятельных лиц и продемонстрировать им полное благополучие на фабриках, чтобы эту тему перестали поднимать.
Когда речь идет о производителях быстрой моды, мы должны задуматься о своих привычках. И вспомнить о том, что исторически одежда никогда не была быстрой и дешевой. Это стало тенденцией лишь последних нескольких десятилетий. Конечно, ответственность за реальные и долгосрочные изменения лежит на корпорациях и правительствах. Не существует универсального и простого решения, как не существует и волшебного экологичного полиэстера, созданного только из бутылок для воды. Как не существует и большого количества природных ресурсов, которые покрывали бы все нужды сверхпотребления. Некоторые инициативы, такие как продвижение экономики замкнутого цикла или регулярная публикация отчетов о состоянии предприятий, являются шагами в правильном направлении. Но необходим глубокий сдвиг в текущей бизнес-модели, а это потребует времени, сотрудничества и давления извне. Плохая новость в том, что бюрократия и отсутствие международных соглашений по-прежнему являются препятствие на пути глобальных перемен в мире быстрой моды.
Итак, остаемся мы, потребители. Если есть что-то, что мы можем сделать немедленно и легко, так это перестать врать себе, что нам нужны эти бренды, что мы заслуживаем иметь так много вещей, что наши желания важнее, чем жизни людей по всему миру или будущее нашей планеты. Мы можем просто признать, что быстрая мода – это плохо. Мы можем либо починить систему, либо просто ездить на машине до тех пор, пока колеса не отвалятся.